Интернет-журнал о джиперах, бездорожье и внедорожниках
Создан в 1999 году.
 
 OFF-ROAD74.RU
Победитель Интернет-магазин
школа
новости
видео
трофи-рейды
джип-спринты
триалы
экспедиции
ЗАХА
off-road клуб
внедорожники
магазин
автосервис
продаются автомобили и запчасти

продаются внедорожники

Реклама:

Автовоз пермь москва перевозка автомобилей из перми в москву.

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

 
Поделиться:

Как проехать по грунтовой дороге

Итак, кончился асфальт. Вам предстоит проехать по грунтовой дороге. Она потому так называется, что полотно ее ничем не укреплено и состоит из естественного грунта. Обычно эта дорога, проложенная и накатанная автогужевым транспортом, не имеет строго определенных прямолинейных направлений, соединяет между собой мелкие населенные пункты или служит выездом из них на основные дороги.

Если полотно грунтовой дороги укреплено каким-либо прочным материалом (песком, гравием и т. п.), то такая дорога называется грунтовой, улучшенной.

Качество грунтовых дорог определяется почвенными и сезонно-климатическими условиями.

Практика показывает, что все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии проезжаемы. Сухой глубокий слой оказывает большое сопротивление движению автомобиля и не обеспечивает необходимого сцепления колес с дорогой.

Горизонтальные участки сухой песчаной дороги с трудом преодолевают грузовые автомобили, а легковые машины практически не в состоянии преодолеть. Проходимость песчаных участков дороги во влажном состоянии улучшается.

Иначе «ведет» себя при увлажнении глина. Она становится пластичной, что приводит к образованию колеи, и как мы уже знаем, к повышению коэффициента сопротивления качению и к резкому снижению коэффициента сцепления.

Чернозем, так же как и глина, при увлажнении становится труднопроходимым для автомобилей.

Весной и осенью проезжая часть грунтовых дорог нередко разрушается водой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой.

В жаркое летнее время на сухой грунтовой дороге образуется большое количество пыли, которая, поднимаясь, ухудшает видимость. Отсюда следует, что грунтовая дорога имеет ряд особенностей, которые влияют на движение автомобиля.

Для успешного вождения автомобиля по грунтовой дороге важно уметь правильно выбирать направление движения, величину силы тяги и скорости движения, а также своевременно применять различные приспособления для повышения проходимости автомобиля.

Чтобы успешно преодолеть трудные участки грунтовой дороги, важно обеспечить непрерывность силы тяги. Как это достигается? Своевременным переходом на низшую передачу. Запоздалое переключение ведет к потере скорости и застреванию автомобиля.

Рассмотрим более подробно, как должен поступать водитель при управлении автомобилем на разных участках грунтовой дороги.

Так, в период распутицы лучше всего выбирать для проезда такой грунт, который меньше поддался влиянию влаги, размок неглубоко. Если основание грунта даже и под слоем жидкой грязи твердое, значит движение автомобиля возможно. И, может быть, много успешнее, чем по густой грязи.

Если труднопроходимые участки дороги короткие, ровные, с мягким грунтом, то их лучше преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля. Обычно на дороге с мягким грунтом, исключая заболоченный луг, ехать лучше всего по следу впереди идущего автомобиля. Можно двигаться по колее, когда она не слишком глубока. Глубокие же колеи рекомендуется пропустить между колесами. Если же колеса попали в глубокую колею и водитель не может вывести автомобиль, лучше остановиться, расчистить под ведущими колесами полотно дороги, подложить при необходимости под колеса ветви, доски и выехать из колеи.

Большие трудности возникают при движении по мокрой глинистой дороге, потому что мокрая глина налипает на колеса, закрывает грунтозацепы протектора, значительно понижает сцепление колес с дорогой: нередко ведущие колеса буксуют или скользят «юзом», создавая опасность сползания автомобиля с дороги в кювет. Лучше всего объехать мокрые глинистые участки. Если этого сделать нельзя, то следует заблаговременно включить передний ведущий мост, пониженную передачу и двигаться с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов руля. Чтобы не съехать в кювет, лучше колеса направить по следу ранее проезжавшего автомобиля. На особо трудных участках нужно использовать цепи противоскольжения или подручные материалы (хворост, камни, щебень). Нельзя допускать длительного буксования колес. Это приводит к повышенному износу деталей автомобиля и шин, бесполезной трате времени и большому перерасходу топлива.

Если вы почувствовали, что забуксовала одна сторона автомобиля, то рекомендуется слегка притормозить колеса. В этом случае часть крутящего момента от буксовавших колес передается на не вращающиеся колеса и тем самым уменьшает пробуксовывание ведущих колес или вообще его прекращает. Иногда бывает, что во время движения происходит перераспределение веса автомобиля и крутящего момента двигателя по колесам: колеса, нагруженные меньше, имеют худшее сцепление с грунтом (пробуксовывают), а нагруженные больше – стоят. В этом случае нужно освободить платформу от груза, а буксующее колесо с помощью ваги вывесить и подложить по него ветви, доски, камни (рис. 23). Затем включить первую передачу заднего хода и медленно вывести автомобиль с места буксования. После этого вновь загрузить платформу грузом.
Рис. 23. Вывешивание колес автомобиля при помощи ваги

Особенно трудно водить автомобиль по узкой размокшей глинистой дороге, где рядом имеются придорожные канавы, занос в которые представляют большую опасность. При подъезде к таким участкам необходимо соблюдать повышенную внимательность и осторожность. Надо уменьшить скорость движения, не делать резких поворотов и торможений, стремиться к равномерному движению на всем участке пути.

Грунтовые дороги, как уже отмечалось, бывают залиты водой, на проезжей части образуются лужи. А под водой нередки всякие «сюрпризы»: камни, промоины и ямы. Как поступать водителю при проезде таких участков? Если участок дороги не знаком, надо предварительно разведать его, убедиться, какая глубина воды, нет ли под ней ям, пней, камней? При переезде через ухабы и выбоины нужно стремиться к тому, чтобы не было перекоса автомобиля и нагрузка на колеса была одинаковая, этим самым можно уменьшить буксование колес.

Ну, а как быть, если все же автомобиль застрял? Как его вывести? Рекомендуется попытаться вывести застрявший автомобиль, скажем, из кювета с помощью «раскачки», которая производится быстрым переключением скоростей переднего и заднего хода: «Вперед» - «назад», «вперед» – «назад». Небольшим продвижением вперед и назад автомобиль уменьшает углы подъема ведущих колес и приобретает некоторую инерцию. Если этим способом не удается вывести автомобиль, то нужно лопатой срезать края рва или канавы, сделать их более пологими и при необходимости подложить под ведущие колеса подручный материал (сухие ветки, кустарник, шлак, камни, битый кирпич) или на помощь привлечь другой автомобиль (рис. 24).
Рис. 24. Способ вытаскивания застрявшего автомобиля

Для вывода застрявшего автомобиля из глубокой канавы можно вывесить его при помощи троса и подпорки из бревен (рис. 25).
Рис. 25. Вывешивание автомобиля при помощи троса и подпорки из бревен

Высокое мастерство требуется от водителя при движении по грунтовой дороге, насыщенной спусками и крутыми подъемами. Подъемы, конечно, лучше объезжать, помня, что объезд по хорошей, пусть даже длинной дороге, всегда выгоднее, чем по короткой, но плохой. Когда таких объездов не найдено, нужно умело преодолеть подъем: заранее включить необходимую передачу, механизм повышения проходимости. Двигаться на подъем надо без остановок и переключения передач. В крайнем случае, если и придется переключать передачу, то это необходимо сделать быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости. Для бесшумного перехода на низшую передачу необходимо:

- отпустить педаль управления дросселем, одновременно выключить сцепление;

- быстро перевести рычаг в положение низшей передачи, приоткрыв дроссель перед самым включением передачи;

- увеличивая подачу горючей смеси, включить сцепление.

Если подъем длинный и грунт влажный, то лучше всего заблаговременно надеть цепи противоскольжения и движение продолжать на низшей передаче с постоянной скоростью.

При движении на спусках, особенно крутых, следует быть внимательным и съезжать медленно, поворачивая осторожно рулевое колесо, так как на крутых спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль теряет устойчивость. Рекомендуется двигаться на спусках на низшей передаче, тормозя двигателем и периодически притормаживая ножным тормозом. Ехать на крутых с заглушенным двигателем или выключенным сцеплением запрещается.

 
 

Омский клуб 4х4 
«Пермский клуб любителей бездорожья» 
Клуб "Bronco-спорт Челябинск" 
"НиваКлуб Екатеринбурга" 
Иркутский off-road клуб "Протектор" 
Алтай OFF ROAD

 
 
 
 




Дизайн:
Анна Данилова © 2001

Реставрация сайта и поддержка: Андрей Петрович Попов (papex.ru). 2024


наверх
назад
написать письмо
на первую страницу
Off-road74.ru