Классификация РАФ-АТК (Группа TR2) | |
Технические требования к подготовленным внедорожным автомобилям
(Группа TR2)
1. Определение
Внедорожные автомобили колесной формулы 4х4, специально подготовленные для участия в соревнованиях:
- Омологированные ФИА в группах Т1, Т2;
- Омологированные РАФ и относящиеся к категории В;
- Автомобили серийного производства, не менее 1000 идентичных экземпляров.
Допускается сравнение деталей автомобилей с серийными деталями при технической инспекции автомобилей.
2. Усиление
Усиление любой детали разрешается при условии, что используемый материал повторяет форму усиливаемой детали и находится в контакте с ней, если иное не оговорено конкретным пунктом данных технических требований.
Внешний вид автомобиля должен быть сохранен.
3. Количество сидений
Автомобили должны иметь кабину для размещения как минимум двух человек.
4. Конструкция автомобиля
Все изменения, которые не разрешены настоящими требованиями, категорически запрещаются.
Пределы разрешенных изменений и регулировок оговорены ниже. Кроме них, любая изношенная или поврежденная деталь может быть заменена только оригинальной деталью, идентичной заменяемой.
Автомобили должны быть строго моделями серийного производства, опознаваемыми (идентифицируемые) по данным завода изготовителя (каталог или карта омологации).
Все автомобили должны состоять на учете в органах дорожной полиции и иметь официальное разрешение на движение по дорогам общего пользования (должны иметь талон или отметку о пройденном техническом осмотре).
Любые изменения, добавления и модификации автомобиля не должны противоречить законодательству страны, в которой проводятся соревнования.
5. Масса автомобиля
Масса автомобиля должна быть не более 3500 килограммов.
Решение по проверке массы автомобиля – на усмотрении Технического делегата.
Автомобиль должен быть взвешен в виде “как есть” и полученый результат должен сравниваться с разрешенной массой.
Все баки, содержащие жидкости (смазка, охлаждение, тормоза, подогрев и т.п.) должны быть заправлены до нормального уровня, указанного изготовителем. Исключение составляют бачки стеклоочистителя и очистителя фар, баки системы охлаждения тормозов, топливные баки, и баки впрыскивания воды, которые во время взвешивания должны быть пусты.
6. Технические требования.
6.1 Колесная формула
На автомобилях допускается применение агрегатов реализующих исключительно колесную формулу 4х4, т.е.:
Общее число колес, которыми автомобиль опирается на грунт, должно составлять четыре;
Общее число ведущих колес должно составлять четыре.
Применение любых других колесных формул запрещено.
6.2 Двигатель.
Допускаются применение любых бензиновых или дизельных двигателей, в том числе оборудованных системами наддува воздуха.
Для автомобилей иностранного производства допускается замена двигателя, в случае, если устанавливаемый двигатель произведен тем же производителем, что и автомобиль. Для автомобилей российского производства допускается замена двигателя, в случае если такая установка сертифицирована соответствующими органами.
Установка нового двигателя не должна противоречить законодательству страны, в которой проводятся соревнования.
Трос акселератора может быть заменен или дублирован другим независимо от того, предусмотрено ли это производителем или нет.
Зажигание: Модель и тип свечей зажигания, ограничитель оборотов и провода высокого напряжения без ограничений.
Система охлаждения: емкость бака, содержащего охлаждающую жидкость, не ограничивается, как и тип термостата, который может быть удален.
Разрешается замена оригинального радиатора на радиатор серийного производства. Допускается изменение места расположения и точек крепления радиатора в пределах моторного отсека.
Допускается установка дополнительных электровентиляторов для охлаждения радиатора системы охлаждения двигателя.
Подвод топлива и воздуха: элементы карбюратора или элементы системы впрыска топлива, регулирующие количество топлива, поступающего в двигатель, могут быть изменены. Допускается установка шноркеля и герметизация системы подвода воздуха от проникновения воды.
Воздушный фильтр: Воздушный фильтр, его корпус и патрубки между этим корпусом и атмосферой могут применяться без ограничений, воздух не должен поступать из пассажирского отделения, а изменения не должны затронуть структуру автомобиля.
Газораспределительный механизм:
Пружины и зазор клапанов не ограничивается. Распредвалы не ограничиваются. Привод
распредвалов без ограничений.
Топливный насос:
Количество и принцип действия топливного насоса не ограничивается.
Топливный насос может работать только при работающем двигателе, или при процедуре запуска двигателя.
Опоры двигателя:
Упругий материал опор двигателя не ограничивается. Количество опор двигателя
не должно быть изменено по отношению к серийному автомобилю.
Система выпуска отработанных газов (ОГ):
Разрешается использование любых систем выпуска отработанных газов, обеспечивающих
уровень шума, не превышающий установленного законодательством страны, в которой
проходят соревнование. Выхлопные газы могут выходить только через концевые отверстия
системы выпуска.
Изменение конструкции системы выпуска не должны повлечь за собой какие-либо изменения конструкции кузова.
Круиз контроль (Контроллер средней скорости): Круиз контроль может быть отсоединен.
Звукоизоляционные панели: Звукоизоляционные панели могут быть удалены.
Кондиционирование воздуха: Разрешается удалять и добавлять систему кондиционирования воздуха.
6.3 Трансмиссия
Сцепление:
Может быть использован любой диск сцепления без ограничений, за исключением
изменения количества дисков.
Коробка передач:
Допускается замена оригинальной коробки передач на другую, выпускаемую серийно.
Внутреннее устройство КПП не ограничивается при условии, что все детали будут
размещены в оригинальном картере. Количество коробок передач должно быть сохранено.
Раздаточная коробка:
Допускается замена оригинальной раздаточной коробки на другую, выпускаемую серийно.
Внутреннее устройство КПП не ограничивается при сохранении оригинального картера.
Количество раздаточных коробок должно быть сохранено.
6.4 Подвеска
Запрещено изменять оригинальный принцип подвески автомобиля. Кинематика подвески (взаимное расположение центров артикуляции подвески) должна быть сохранена. Разрешается вертикальное перемещение точек крепления подвески к кузову, раме или мостам с целью размещения комплектных колес увеличенного диаметра. Применяемые для этого проставки должны быть надежно закреплены (сварка, на болтах и т.п.). Тип упругого элемента должен быть сохранен.
6.4.1 Упругие элементы
Спиральные пружины:
Пружины не ограничиваются. Крепление опор пружин не ограничивается.
Листовые рессоры:
Рессоры, серьги рессор не ограничиваются, при условии сохранения кинематики
подвески (п. 6.4).
Торсионы:
Торсионы не ограничиваются.
Амортизаторы:
Разрешается устанавливать дополнительные амортизаторы, но не более чем по два
амортизатора на одно колесо. Допускается замена амортизаторов на другие (без
ограничения длины хода и принципа действия) и изменение точек их крепления.
Ремни:
ограничительные ремни хода подвески разрешаются и спереди и сзади.
6.4.2. Мосты
Разрешается применение любых типов мостов, при условии, что данные мосты являются серийно произведенными тем же производителем, что и автомобиль. Запрещено использовать мосты от грузовых автомобилей, а так же сельскохозяйственной, дорожной и специальной техники.
Максимальный дорожный просвет, измеряемый от самой нижней точки коробки центрального редуктора моста до ровной горизонтальной площадки, на которой установлен автомобиль, должен составлять не менее 200 мм, и не более 340 мм. Во время измерения дорожного просвета на автомобиль должны быть установлены только допустимые для дальнейшего использования на соревнованиях шины (смотри ст. 6.5), накаченные до давления не менее 2.0 атмосфер. При замене шин, данный параметр должен быть проверен заново.
Допускается применение блокируемых дифференциалов. Ограничений на тип используемого блокируемого дифференциала, а также на их количество нет.
Мост не ограничен, при условии, что все детали размещаются в оригинальном корпусе, который можно распознать, как оригинальный.
6.5. Колеса (колесные диски) и шины.
На параметры применяемых колес ограничений нет.
Допускается применение только автомобильных пневматических шин, диаметр которых
более 775 миллиметров (30.5”) и не превышает 915 миллиметров (36”) включительно.
Для каждого автомобиля допустимый внешний диаметр шины должен быть согласован
с налагаемыми ограничениями на дорожный просвет автомобиля (смотри ст. 6.4.2).
Запрещено применение шин от сельскохозяйственной, дорожной и специальной техники.
Разрешено применение грязевых шин (mud terrain) и шин с протектором повышенной проходимости с минимальной остаточной высотой протектора не менее 5 мм.
Ширина протектора шин не ограничивается, за исключением того, что шины должны
быть по возможности закрыты (с 1.01.2003 полностью закрыты) по всей их ширине
крыльями или расширителями арок.
Диаметр измеряется на шинах накачанных до давления в 2 атмосферы, по прямой линии, проходящей по центру шины и не являющейся вертикальной относительно земли (при измерениях не должны учитываться естественные проминания шины). Измерение проводится на всех шинах (включая запасные, сменные и т.п.), используемых в дальнейшем на соревнованиях.
Запрещается самостоятельное изменение рисунка протектора шин (нарезка протектора).
Крепление колес болтами может быть заменено на крепление шпильками и гайками при условии, что количество точек крепления и диаметр деталей, имеющих резьбу, сохраняется.
Запрещается установка на колеса и шины дополнительных устройств противоскольжения (например: цепей, специальных чехлов, изменяющих сцепные свойства шины и т.п.)
6.6 Тормозная система
Допускается применение только двухконтурной гидравлической тормозной системы, удовлетворяющей следующим требованиям:
Нормальное действие на тормоза всех колес должно передаваться от одной педали;
В случае повреждения трубопровода или утечки жидкости в любой точке трубопроводов одного из контуров тормозной системы действие педали должно быть обеспечено, по крайней мере, на тормоза двух колес.
Разрешается изменение тормозной системы, обусловленное разрешенной заменой моста (п.6.4.2).
Тормозные колодки барабанных тормозов не ограничиваются. Защитные щиты могут быть демонтированы или загнуты.
Допускается перенос тормозных магистралей и их дополнительная защита.
6.7 Кузов и Рама.
6.7.1. Внешний вид:
Защита кузова:
Разрешается устанавливать элементы дополнительной защиты снизу кузова для обеспечения защиты следующих частей автомобиля: двигатель, радиатор, подвеска, коробка передач, раздаточная коробка, бак, трансмиссия, система выпуска ГО. Устанавливаемые элементы защиты не должны нести никаких других функций, кроме функций защиты.
Бампер и дополнительные защитные устройства:
Замена оригинального бампера разрешается только в том случае, если применение нового бампера не противоречит законодательству страны, в которой проводятся соревнования.
Окна:
Боковые и задние окна, расположенные позади водителя, могут быть изготовлены из непрозрачного материала. Контур конструкции кузова не должен быть изменен в результате этих изменений. Их крепление (фиксация) не ограничивается, механизмы подъема стекол могут быть удалены. Несколько стекол, заполняющих один проем, могут быть заменены одной панелью.
Разрешена установка внешних зеркал заднего вида (при непрозрачных задних стеклах – обязательна), а так же замена (изменение) щеток передних и задних стеклоочистителей.
Крылья и колесные арки:
Автомобиль должен быть оборудован крыльями и брызговиками позади всех колес. Брызговики должны быть изготовлены из эластичного материала толщиной не менее 5мм, прикрывать колеса до уровня минимум 5см ниже оси колеса и на всю ширину комплектного колеса, но не выступать более чем на 5см за край ширины.
Допускается изменение колесных арок минимально необходимое для увеличения пространства для установки колес большего диаметра.
Допускается установка расширителей арок, их установка должна быть безопасной. Комплектные колеса (шины вместе с дисками), при взгляде на них сверху, должны быть закрыты крыльями или расширителями арок по всей их ширине, но не выступать более чем на 5 см за край ширины.
Двери:
Запрещается изменять оригинальные двери. В случае, когда дверь отсутствует или не имеет жесткой конструкции, обязательна установка дверей жесткой конструкции, открывающихся и снабженных замками, предотвращающими самопроизвольное открывание. Такие двери должны иметь безопасное исполнение.
Пороги: Допускается (с 1.01.2004 запрещается) обрезать пороги кузова и соответственно
этому укорачивать двери автомобиля.
Дополнительные запорные устройства капота двигателя:
Капот двигателя должен иметь дополнительные наружные запорные устройства, предотвращающие самопроизвольное открывание капота во время движения автомобиля.
6.7.2. Пассажирское пространство:
Все принадлежности, не имеющие никакого влияния на поведение автомобиля, например, относящиеся к эстетике или внутреннему комфорту (освещение, обогрев и т.д.), разрешаются без ограничений, при условии, что они даже косвенно не влияют на эффективность двигателя, рулевое управление, мощность (силу, прочность), трансмиссию, тормоза или устойчивость движения автомобиля.
Ковровое покрытие пола пассажирского отделения может быть удалено.
Все средства управления могут быть доработаны, чтобы сделать их более удобными или более легкими в использовании, например, более длинный рычаг ручного тормоза, дополнительная накладка на педаль тормоза, и т.д.
В частности:
Дополнительные измерительные приборы, счетчики и т.д. не ограничиваются, при условии, что их установка не будет представлять какую-либо возможную опасность.
Звуковой сигнал может быть заменен. Также может быть добавлен другой, включаемый пассажиром.
Может быть установлен механизм, мгновенно расфиксирующий ручной тормоз (отскакивающий ручной тормоз).
Задние сидения могут быть удалены.
Дополнительные отделения могут быть добавлены к вещевому ящику, так же как и к дополнительным карманам в дверях.
Рулевое колесо не ограничивается.
Разрешается менять электрические стеклоподъемники дверей на ручные.
6.7.3. Сидения
Допускается замена сидений на сидения только заводского изготовления и имеющие соответствующие сертификаты на их применение в автомобилях.
Если оригинальные крепления или опоры изменены, то новые детали должны быть одобрены для этого применения изготовителем сидения или должны соответствовать следующим требованиям:
Сидение должно быть прикреплено к кронштейнам через 4 точки крепления, 2 спереди и 2 сзади сидения, используя болты с минимальным диаметром 8 мм и усиления, вмонтированные в сидение.
Кронштейны крепления сидений должны быть прикреплены к кузову/шасси через, по крайней мере, 4 точки крепления, используя болты с минимальным диаметром 8 мм и усилительными пластинами.
Минимальная толщина кронштейнов и усилительных пластин должна быть 3мм для стали и 5мм для материалов из любого легкого сплава.
6.7.4. Усиление
Усиление подрессоренной детали разрешается при условии, что используемый материал повторяет форму оригинала и находится в контакте с ним.
Разрешается установка любых усилительных распорок, не располагающихся в пространстве, предназначенном для водителя и пассажиров.
Допускается усиление рамы автомобиля.
6.7.5 . Лифт кузова
Допускается изменение расстояния между кузовом и рамой автомобиля, но не более чем на 76 мм. Использование устройств для принудительного выравнивания положения кузова (механические, гидравлические и пневматические выравниватели и т.п.) запрещено.
6.7.6. Запасное колесо
Запасные колеса могут быть перенесены внутрь кабины, при условии, что оно надежно закреплено и не установлено в пространстве, предназначенном для экипажа. Штатное крепление запасного колеса может быть удалено.
6.7.7. Буксировочные проушины
Автомобиль должен быть оборудован буксировочными проушинами: как минимум одной, установленной спереди, и как минимум одной, установленной сзади автомобиля. Буксировочные проушины должны крепится к раме автомобиля или кузову, если автомобиль имеет несущий кузов. Проушины и крепление проушин должны выдерживать усилие, соответствующее трехкратному весу автомобиля.
6.8 Электрическая система
Электрическая проводка: Разрешается изменять оригинальную электрическую проводку.
Аккумулятор: Тип, емкость и кабели для подключения аккумулятора не ограничиваются. Места расположения аккумуляторов должны быть сохранены.
Допускается установка не более двух дополнительных аккумуляторов. Крепление всех аккумуляторов должно соответствовать требованиям Главы 3 КиТТ РАФ.
Генератор: Без ограничений.
Светотехническое оборудование:
Светотехническое оборудование не ограничивается, но должно соответствовать законам страны в которой проводятся соревнования. Светотехническое оборудование должно находится в рабочем состоянии на протяжении всего соревнования.
Разрешается установка дополнительных фар, в том числе заднего хода. Эти фары могут быть встроены в кузов.
Плавкие предохранители: могут быть добавлены к электрической схеме.
Главный выключатель электрооборудования:
Автомобили должны быть оборудованными главным выключателем всех электрических цепей (аккумлятора, стартера, генератора, освещения, сигнализации, зажигания, и т.д.). Он должен работать без искрообразования и быть доступен как для водителя, так и для штурмана. Выключение всех электрических цепей должно сопровождаться остановкой двигателя не зависимо от его типа (бензиновый или дизельный).
Проблесковые огни: запрещены.
6.9 Топливная система
Топливный бак:
Допускается замена, изменение или перенос места расположения оригинальных топливных баков. Устанавливаемые топливные баки должны быть отделены от пассажирского пространства пожаробезопасной перегородкой.
Вентиляционные отверстия топливных баков должны быть устроены так, чтобы через них не возникали утечки топлива при движении автомобиля и его опрокидывании. Запрещается выводить вентиляцию топливных баков внутрь кабины автомобиля.
Наливные горловины и их крышки не должны выступать за поверхность кузова. Для крышки бензобака может использоваться любая система запирания, исключающая случайное открытие при ударе или неполное запирание.
Топливопроводы:
Разрешается перенос, замена и дополнительная защита топливопроводов автомобиля.
6.10. Домкрат
Домкрат и точки поддомкрачивания без ограничений.
Запрещается установка и применение стационарно установленных на автомобиле вспомогательных поддомкрачивающих устройств любых типов (механических, пневматических, гидравлических и т.п).
6.11. Лебедка и дополнительное оборудование
Автомашина должна быть оборудована, как минимум одной лебедкой, тяговые параметры
которой должны превышать минимум в 1,4 раза вес автомобиля. Разрешается использование
лебедок любых типов (электрические, механические, гидравлические), при условии,
что лебедка выпущена серийно под одной из зарегистрированных торговых марок.
С 1.01.2004 года обязательно применение сертифицированных лебедок. (формулировка)
Допускается установка не более двух лебедок.
Установка лебедки должна осуществляться без каких-либо изменений структуры (конструкции) рамы автомобиля (изменение целостности и геометрии рамы и ее отдельных элементов – в соответствии с п.6.7.4.). Допускаются минимально необходимые изменения кузова для установки лебедки.
Лебедка может быть смонтирована как спереди, так и сзади автомобиля.
В целях безопасности автомобиль должен быть укомплектован гасителем троса лебедки.
Для предотвращения повреждения деревьев при использовании лебедки, автомобиль должен быть укомплектован коразащитной стропой.
Для удлинения троса лебедки допускается использование удлинителя троса.
Трос лебедки, удлинитель троса, корозащитная стропа, крепежный крюк, такелажные скобы (шаклы) и блоки, используемые совместно с лебедкой должны выдерживать усилие на разрыв равное двухкратному максимальному тяговому усилию лебедки.
Во время движения автомобиля все дополнительное оборудование (трос лебедки, удлинитель троса, корозащитная стропа, крепежный крюк, такелажные скобы, блоки, гаситель троса) должно быть надежно закреплено.
6.12. Каркас безопасности.
Допускается установка как внутреннего, так и внешнего каркаса безопасности.
Автомобили, не имеющие жесткой крыши (с 01.01.2004 все автомобили), должны быть
оборудованы главной предохранительной дугой. Конструкция главной предохранительной
дуги изображена на рис. 9 КиТТ РАФ. Все параметры и способы изготовления главной
предохранительной дуги должны соответствовать требованиям Главы 3 КиТТ РАФ.
6.13 Ремни безопасности.
Автомобили должны быть оборудованы минимум трехточечными автомобильными ремнями безопасности заводского производства для всех членов экипажа.
6.14 Огнетушитель
Автомобили должны быть оборудованы огнетушителями заводского изготовления, содержащие не менее 4 кг огнегасящего состава (фреон-12, бромэтил, углекислота, огнегасящий порошок), сосредоточенного в одном или двух баллонах. Применение пенных огнетушителей не допускается. Огнетушители должны располагаться в легкодоступных местах для водителя и штурмана. Крепление огнетушителя должно быть надежным, но обеспечивать быстрый съем его без применения инструмента в случаях возникновения пожара. На баллонах огнетушителя должны быть указаны масса заряда, полная масса баллона в снаряженном состоянии, и масса пустого баллона.
7. Дополнительное оборудование
Автомобили должны быть оснащены дополнительным оборудованием согласно Приложению №1.
Приложение 1
Обязательное дополнительное оборудование
1. Медицинская аптечка.
Автомобили должны быть укомплектованы специальной аптечкой. Все составляющие аптечки должны соответствовать сроку годности и не иметь видимых следов повреждения упаковки. Аптечка должна находится в легко доступном месте и иметь водонепроницаемую упаковку. В состав данной аптечки должны входить:
2. Мешки для мусора
Автомобили должны быть укомплектованы: мешками для сбора мусора (по одному на каждый день соревнования) и специальными емкостями для сбора отработанных горюче-смазочных материалов.
3. Инструмент
Автомобиль должен быть укомплектован минимальным набором инструмента, который позволяет произвести необходимый мелкий ремонт в случае поломки автомобиля. В минимальный набор инструмента входит:
4. Средства связи
Для обеспечения мер безопасности и своевременности оказания медицинской помощи автомобили должны быть оборудованы радиостанциями СВ-диапазона (27 МГц). Допускается использование только в качестве дублирующего средства связи радиостанций других диапазонов, радио, сотовые и спутниковые телефоны.