«Под гору без хомута, а на гору в три кнута…» Немало подъемов и спусков приходится встречать автомобилю в пути. Обычно спуск преодолевается без особых трудностей, т. к. движение осуществляется под влиянием собственного веса автомобиля. Совсем иное дело на подъеме. Тут нужны усилия. Это объясняется следующим. Если автомобиль движется по хорошей, ровной дороге, его вес непосредственного сопротивления движению не оказывает. При движении же в гору одна часть веса автомобиля (сила тяжести) прижимает его колеса к дороге, а другая – препятствует движению на подъем. Силу тяжести, которая оказывает сопротивление движению на подъем, принято называть силой сопротивления подъему (Рп) (рис. 2). Та же самая сила при движении автомобиля под уклон действует иначе, а именно: в сторону движения и способствует движущей силе. В этом случае автомобиль движется под влиянием собственного веса. При движении по пересеченной местности сила сопротивления подъему может оказаться довольно значительной. Величина силы сопротивления подъему зависит от веса автомобиля и крутизны преодолеваемого подъема. Ее можно подсчитать как произведение: Pn = G · i, где: Pп – величина силы сопротивления подъему в кг; G – вес автомобиля в кг; i – продольный уклон дороги, т. е. крутизна подъема дороги. i = H/S, Силу сопротивления подъему можно объединить в одну общую силу с силой сопротивления качению, т. к. они обе зависимы от профиля и качества дороги. Эту общую силу принято называть силой сопротивления дороги и обозначают Рд. Она равна Рд = Рк + Рn = Gf + G · i G (f + i) Чтобы оценить влияние продольного уклона дороги и коэффициента сопротивления качению на величину силы сопротивления дороги, рассмотрим пример. Автомобиль движется по сухой булыжной мостовой, где величина коэффициента сопротивления качению f = 0,05; а продольный уклон дороги i = 0,06, тогда сила сопротивления дороги равна: Рд = G (f +i) = G (0,05 + 0,06) = 0,11 G; или при исчислении в процентах составляет 11% от веса груженного автомобиля. Если совершается движение по дороге с этим же продольным уклоном, но по снежной целине, где коэффициент сопротивления качению f = 0,3, то величина силы сопротивления дороги значительно увеличивается и будет равна: Рд = G (0,3 + 0,06) = 0,36 G; или при исчислении в процентах составляет 36% от полного веса автомобиля. Из этого видно, что сопротивление движению автомобиля по бездорожью очень велико. На его преодоление и затрачивается в основном энергия двигателя.
|
Рис.2. Действие силы тяжести при движении автомобиля на подъем |
|