Интернет-журнал о джиперах, бездорожье и внедорожниках
Создан в 1999 году.
 
 OFF-ROAD74.RU
Победитель Интернет-магазин
школа
новости
видео
трофи-рейды
джип-спринты
триалы
экспедиции
ЗАХА
off-road клуб
внедорожники
магазин
автосервис
продаются автомобили и запчасти

продаются внедорожники

Реклама:

«АЛТАЙ-ГИМАЛАИ», ОТЧЕТ СЕРГЕЯ БЕЛОСТОЦКОГО • ЭКСПЕДИЦИИ

ЭКСПЕДИЦИИ

 
Поделиться:

Отчет Сергея Белостоцкого - видеооператора и фотографа экспедиции «Алтай - Гималаи»

      С момента приглашения принять участие в экспедиции до её старта пролетело девять месяцев. И то, что еще весной мне казалось не совсем реальным - осуществилось. Поделюсь, оооочень кратко, своими впечатлениями. Уж простите, но всякие исторические факты упоминать не стану, на это просто нет времени.

Путь до Бийска (Алтайский край) был непростым. Нет, бездорожья там не было, был асфальт, и, чтобы не отстать от графика, приходилось ехать почти круглосуточно, с небольшими перерывами на сон. И только в Челябинске мы провели почти полтора дня, приведя себя и машину Юры Овчинникова в порядок, ибо последние четыреста км до Челябинска, под его "красавицей" был эвакуатор.

Бийск.

Сразу за мостом через реку Бия, берет свое начало Чуйский тракт. Показавшиеся через несколько часов горные вершины вызвали у меня щенячий восторг, ибо горы, выше Крымских, я еще не видел. Вообще, за все время экспедиции я для себя сделал много интересных открытий, например - степь. Это же как надругалась над матушкой Землей природа - ровное поле, песок и камни, и не дерева Вам, ни кустика, пописать не на что. Но, да Бог с ней, со степью, у нас было их столько , что мы привыкли к их достаточно однообразному виду, и стали находить в них прекрасное. Вот горы - это дааа - они не как степь, они выше и разные.

Ледник Актру.

Помимо самого ледника, особенно запомнилась двадцатикилометровая дорога к нему : сначала степь, потом самый настоящий лес, спуски, подъемы, местами грязь, острые камни, еле живой мостик через какую-то широкую, но неглубокую бурную речку.

Нельзя не вспомнить высокогорное плато Укок, перевал Белый ключ, Арганджимскую погранзаставу, где нам любезно разрешили, видимо, не веря в реальность, подняться по склонам на машинах на высоту 2900м. До нас там никто не ходил, и уж тем более - не ездил. Во-первых, - это погранзона, во-вторых, никому бы и в голову не пришло такое - видимо, у нас ее нет, или слишком есть, но картина открывается нереальная - на фоне пяти заснеженных горных вершин Табын-Богдо-Ола стоят четыре внедорожника, а ведь другая сторона хребта - Китай.

Особенно хочется отметить наш спуск с плато.

Так уж вышло, но мы вновь оказались первыми, кто закольцевал этот маршрут. Это был самый что ни на есть офф-роадный день. Броды - там они неглубокие, но живописные, подъем на перевал, достаточно жесткий спуск, самый настоящий каменный триал, причем удары по нижним органам автомобиля можно было слышать постоянно, верховые болота, грязь. А кругом - горы, горы, горы. Когда начало темнеть, и мы благополучно спустились с перевала, показались первые за последние пять дней деревья, потом - больше и больше. А когда на склонах начался самый настоящий лес, моей радости не было предела. Первое, что я крикнул - "Снеее-гууу-роооч-кааа" - почему - не знаю. Потом , уже по лесной дорожке, достаточно крутой, но быстрый спуск. А когда наутро, с места нашего лагеря, открылась панорама спуска, я сделал однозначный вывод - одно неловкое движение, и автосервис уже ничем не помог бы.

Были на пути в Алтай, и на самом Алтае, как случайные, так и запланированные встречи. Попался экипаж из Польши, который возвращался из Монголии с потерями - одну машину разбили и отправили на родину, другая где-то потерялась в Монгольских степях, а связи ни какой у них нет. Я с начало не поверил - как можно потеряться, едут ведь вместе? - а когда оказался в Монголии понял - ЛЕГКО!

Буквально в первую же ночь, по пути в горы, познакомились с экипажем из Новосибирска - парень и девушка везли своих родителей на Телецкое озеро. Но, резко забив на эти планы болт, парнишка решил присоединиться всем экипажем на несколько дней к нам. Когда начался подъем к леднику Актру, с некоторым количеством офф-роада, родители несколько изменились в лице, и поняли, что попали. Из запланированных - была встреча с Украинской экспедицией "Алтай-2004".

Алтайская часть экспедиции была по-своему прекрасна. Холодные ветра на плато, августовский снег, ночной мороз, горы, речки и озера придавали этому краю определенный колорит - очень красиво!
Перед Монгольским этапом нас покинул латышский экипаж - было жаль расставаться, ребята вносили определенный колорит в коллектив.

Экипаж Юрия Овчинникова тоже уехал на историческую Родину - в Питер, видимо, спешил на работу. Нам очень не хватало его красных лосин, заправленных в неопреновые носочки, впрочем, как и его самого.

Одним словом - Алтай мне очень понравился, много красивых мест - что не шаг, то кадр.

Но, Родина Юмжагида Цеденбала ждала сыновей и дочерей Великого русского народа.

Монголия.

Последний краюшек Российской земли - пограничный переход в Ташанте. Российско-монгольская граница -вполне современное сооружение. К нашему караван-обозу отнеслись с любопытством и пониманием, заставили показать только фотовидеоаппаратуру, компы, посудомоечную и стиральную машину,...... а, пардон, последние две мы не взяли.

Вообще-то все нормально, только у наших погранцов на это ушло четыре (!) часа, а у монгольских минут пятнадцать. Зато наши две машины выглядели как белые вороны, в наклейках, среди бесконечно прибывающих УАЗиков с монгольскими номерами, что, естественно, вызывало всеобщий интерес.

Миновав тамошнюю таможню, мы оказались в объятиях наших монгольских товарищей. К нам присоединился монгольский россиянин Дамдинджав, со своей семьей, и две машины с водителями.

Теперь о дорогах - это то, с чем нам пришлось смириться на всем протяжении этой части экспедиции. Асфальтированных дорог, как видно, там, в принципе нет - это если в масштабах страны. Есть так называемая вертикальная линия, проходящая от России, через столицу Улан-Батор, и идущая к Китайской границе. Есть несколько ответвлений от нее, и, восточнее еще какая-то трасса. Так же асфальт можно встретить в районных центрах и некоторых городах.

Восемьдесят процентов населения живет в Улан-Баторе, а остальные двадцать разбросаны по всей Монголии, про них, видимо, забыли и посчитали, что асфальт им не нужен. Но большое спасибо нашим Кувейтским товарищам , которые ведут стройку века - кладут дорогу с востока на запад , так называемая горизонтальная линия. Но, судя по темпам - это будет лет через ....... Отсюда напрашивается вопрос - а на чем там передвигаются?

Если Улан-Батор - это город "Лэнд Круизеров" - их там море, всяких и разных, лифтованых и белых, тюнинговых и красных , с правым рулем и без правого, то остальная Монголия - это страна УАЗиков - "козлов" и "буханок", в процентном соотношении, и в масштабах странны их там гораздо больше, чем марок других производителей. Во всяком случае, это мои наблюдения. Мы даже придумали игру - угадайку - "Сколько в УАЗике человек?"

Итак: в "козле" помещается восемь человек, плюс куча сумок с вещами и баран на шашлык, а в "бухе", человек тринадцать без вещей, или человек восемь но с сумками и сумищами, плюс поклажа на крыше - "Буханки" широко используются в качестве маршруток, от юрты к юрте.

Но рекорд по перегрузу я наблюдал на Российской таможне, когда из подъехавшего автобуса "КАВЗ", вышло двадцать шесть человек (лично считал), а сумок было в три раза больше. Как, все это там помещается, я не знаю. У пограничников, от этого ежедневного торгового каравана, видимо пухнет голова.

Диалог российского таможенника с монгольским водителем: "Вы пишете, что в грузовике, помимо вещей , гематоген. А кто получатель груза?"

Водитель - "Это я себе, кушать".

Таможенник - "Три тонны?"

Водитель - "Да, у меня большая семья".

Если монголы не знают, как ответить на поставленный вопрос, они тут же забывают русский язык, и делают очень узкоглазое лицо. Вообще, за те четыре часа, что мы провели на таможне, было много чего прикольного.

Но вернемся к дорогам.

Если Вы видели по телику "Paris-Dakar" или, к примеру, какие-нибудь этапы кубка мира по ралли-рейдам, то Вам все станет ясно: жуткая пыль, камни, размывы, перевалы, трамплины - все это в бесконечном количестве и составляет основную сеть Монгольских дорог. Во всем этом есть какой-то кайф, те, кто уважают ралли-рейды, меня поймут.

Если Вы вдруг решите покататься по Монголии на машине, и у Вас вставные зубы, предупреждаю - выпадут на первой сотне километров. Есть такие "зубодробильные" участки дорог, что кажется, будто машина вот-вот развалится на кучу очень маленьких частей, да и Вы вместе с ней.

Любители ориентироваться на местности тоже получат массу удовольствия. Скажу сразу - без GPS простому смертному делать там нечего.

Слева горы, справа горы, между ними долины, равнины, пустыни, или как там правильно? - их ширина может составлять от нескольких километров, до десятков.

Там, как правило, не один десяток дорог, которые расходятся, сходятся, идут параллельно ,переплетаются ,пересекаются перпендикулярно или по диагонали - это очень напоминает большой железнодорожный узел - пути, пути, пути.

Ну, о прекрасном поговорили, теперь несколько слов про женщин.

Констатирую - они там есть. За первые пять дней я так и не увидел монгольскую красавицу моей мечты, и только в Улан-Баторе понял - мечты сбываются.

"Путеводитель по Монгольским красавицам", в смысле увидеть приятное личико и все, что от него растет, выглядит следующим образом: центральный универмаг, парфюмерный магазин, иногда шмоточный, временами в кафе, и достаточно часто за рулем " TOYOTA LC" с правым рулем - это очень удобно, не надо ползти через всю торпеду и спрашивать: "Как пройти в библиотеку?"

А вообще монголы мне понравились - приветливы и доброжелательны, очень исполнительны и крайне любопытны.

Монголия, как страна, и Улан-Батор в частности - это государство в государстве. Разница между "городом и деревней" настолько велика, что без сомнения могу констатировать - между ними пропасть, впрочем, у нас местами также. Жизнь в столице напомнила мне Россию конца восьмидесятых - начала девяностых, не по уровню развития инфраструктуры и торговли, а по атмосфере, которая ощущается в городе.

А вот в провинции все совершенно по-другому. Типичная для Монголии картина: юрта, рядом УАЗик, спутниковая тарелка, солнечная батарея, много детишек, где-то неподалеку в больших количествах будущие колбасы и консервы, и все то, в чем нуждается столица, и не только.

Одним словом - экзотики хоть отбавляй.

Была еще пустыня Гоби - неописуемо фантастическое место. Был достаточно сложный проезд, напрямки, через барханы, и много-много всего интересного.

Вот такая она - Монголия, интересная и разнообразная, и, несмотря на то, что тамошние дороги растрясли мне всю душу, уезжать из этой страны мне не хотелось - очень открытый и гостеприимный народ.

Жаль было расставаться с Дамдинжавом - нашей путеводной звездой по Монголии.

Монголо-Российскую границу пересекли быстро и без проблем, а три часа русской таможни нас нисколько не удивили. Наши работают медленно, за то граница на замке. (ха-ха-ха)

Побывав на Родине три дня, посетив музей в деревеньке Верхний Уймон, где к Рериху пришло очередное вдохновение, мы отправились в Казахстан, чтобы привести себя и технику в порядок.

Заехали, надо сказать, мы удачненько.

В Алма-Ате, в фирме, у Марата Абыкаева, перепаковали вещички, воссоединились с Челябинцами, у которых осталась одна машина, ибо Дефендер где-то по пути в Казахстан маленько перевернулся, и у него почему- то оторвался задний мост , вместе со стойками сорвало крышу - одним словом, как будто точечное попадание ракеты. Сами ребята живы и здоровы, мелкие царапины и ушибы не в счет, а сотрясения мозгов говорит о наличии оных, что не может не радовать.

Пока были сборы, появилась возможность смотаться на офф-роадные покатушки, устраиваемые тем же Маратом Абыкаевым.

Берег Капчагайского водохранилища, на заднем плане Тянь-Шань, или какие другие вершины, куча машин, музыка, палатки, знакомые по "Ладоге" лица, теплая погода - одним словом, праздник удался (репортаж о соревновании будет в декабрьском номере журнала "Полный привод 4х4"). А когда солнце рухнуло за горы, приятно было посидеть на бережку и покушать баранинки с овощами, и всякое там разное.

Зачем-то выдранный местным стоматологом мой любимый зуб (верхняя девятка справа, от Вас слева) несколько перекосил мою европейскую внешность, что, впрочем, не мешало мне любоваться архитектурными ансамблями Алма-Аты, и местными дивами. .........Ах! А какие там встречаются казашки!

Но праздник - праздник пролетел быстро. Завтра снова трудовые будни - впереди Китай.

Казахскую таможню, на границе с Китаем, прошли быстро и без проблем - спасибо Марату.

Китай.

То, что мы находимся не просто за границей, а на территории авторитарного государства, понимаешь сразу. Куча людей в форме, каждый на своем месте, кто-то по стойке смирно, кто-то вольно, много в штатском, кругом одни китайцы, их много, и все смотрят, как мы, простое российские пацаны и девчонки, разгружаем до последней сумочки наши машины.

Эту картину я бы назвал "Миклухо-Маклай среди папуасов"

Сразу за воротами тамошней таможни, наши машины облепила большая толпа, угадайте кого? Таких пестреньких машин, видимо к ним не заезжало, последних лет сто.

Китайский этап, на мой взгляд , был самым интересным и насыщенным. Одно только восхождение (возъезжание) чего стоило.

Дело в том, что многие из нас, до этого момента, не были на подобной высоте, и что такое горная болезнь (горняшка) знали только по фильму "Властелин колец". Помните, во второй части , человекоподобное чудо ползающее по горам - ах как его там "ломало".

На высоте 5700, лично мне хотелось удавиться. Воздуха не хватает, в голове стучит - жуть. В одной руке фотик, в другой видеокамера , по этому не срослось. За то какой с верху вид открывается, это я все о взятии рекордной высоты - пустячок, а приятно.

Первое, что меня поразило - это Китайские дороги. Нет, не грунтовки с гребенкой как в Монголии, а самые настоящие автобаны. Приличного качества, четырех и шести полосные, с разделительной фигней из металла, со всякими там развязками и аварийными телефонами через каждые два км так, на всякий случай.

Но есть и другие дороги - они несколько уже, асфальт попроще - короче, товарный вид у них менее привлекательный. Но весь прикол в том, что они внезапно заканчиваются.

Едешь ты себе едешь, час-три, скорость 100-120, тебе хорошо, ты почти спишь, и вдруг ::. Если у тебя хорошая реакция, у машины есть чем тормозить , и ты быстренько прочитал табличку на китайском о том что дальше пусто, то без проблем съезжаешь в сторону, на грунтовку, или на другой асфальт , который во времена Культурной революции как то раз "накрыла" авиация (ямы, ухабы). А для тех, кто не умеет читать на китайском, или просто не успел, заботливые строители насыпают кучи песка, об них то же можно тормозить. А представляете, каково это все ночью!

Еще одна немаловажная особенность китайских дорог - это, собственно, то, что по ним движется.
Автопарк Китая намного разнообразнее, чем в Монголии. Помимо легкоузнаваемых марок, есть куча различных автомобилей и автобусов, с непонятными шильдами, в образах которых просматриваются УАЗы, ГАЗы, ТАТРЫ, всякие "корейцы" и "европейцы".

Бросается в глаза огромное количество "Лэнд Круизеров" - они, собственно, являются основным полноприводным перевозчиком в тех местах, где мы были.

Представьте себе такую картину - слева горы, вплотную к ним прижимается грунтовка, справа обрывчик, где-то внизу речка. Навстречу Вам надвигается большое пыльное облако. Вот оно становится все больше и больше, и наконец Вы останавливаетесь, потому что ничего не видно. Нет, это не смерч - это двадцать четыре белоснежных "сотки" с мигалками и военными номерами проносятся мимо Вас.

Все "блуждающие" по Тибету организованные туристы передвигаются на Тойотах. Из чего состоит автопарк на востоке Китая, где проживает основная часть населения, я не знаю, но в тех местах, где были мы, картина обстоит так.

Еще одно, что не может не поразить - это города , не в смысле архитектурных извращений, а в смысле их внезапного появления.

Едете Вы себе - едете, и вдруг за горочкой - город. Грунтовка резко переходит в четырехполосный, а бывало и в шестиполосный проспект, освещенный огромным количеством фонарей. Светящаяся реклама, однообразные торговые ряды, куча всякого товара, машины, велорикши , всюду что-то строят - одним словом , жизнь кипит, а если учесть, что китайцы, видимо, готовятся к великому переселению с востока , то несложно себе представить, как там забурлит жизнь через несколько лет .

Да не обидятся на меня коренные китайцы, но все города, которые мы проезжали, одинаковы. Исключение составляют Лхаса, Урумчи и Кошгар. Но это большие города. Рядом с традиционными торгово-жилыми двухэтажками стоят тридцатиэтажные отели, современные здания из стекла и бетона.

Движение в городах я бы назвал полухаотичным. Разделительные полосы и дорожные знаки в наличии есть, но довольно часто бывает так - кто первый подъехал к перекрестку , тот и прав.

Тамошних гаишников я наблюдал дважды : первый раз в городе Али, когда рано утром пятеро полицейских ставили единственный в городе светофор, который на ночь , ну, на всякий случай ,убирают. А второй раз , когда гаишник вынырнул непонятно откуда и побежал наперерез нашей машине, махая оранжевым жезлом - видимо, что-то хотел. Но, так как Сан Санычу тормозить было не с ноги, мы так и не узнали, что хотел этот китайский гражданин.

Самые бесправные участники движения - это пешеходы. Переходите Вы по зеленому, а поворачивающая машина и не думает тормозить, да еще и посигналит. Нет, давленных и размазанных я не встречал, но приходилось всегда быть на стреме.

Следующая многочисленная помеха - это велосипедисты, а также мото- и велорикши. Последние - это вообще нечто. Через всю четырехполоску прут наперерез транспорту, который с обеих сторон валит прямо на вас - удивительное ощущение. Кажется, что это твоя последняя перпендикулярная траектория в жизни. Правда, для любителей крутить педали существует отдельная полоса, но они все же предпочитают иногда ездить там, где больше хочется.

Но, пожалуй, самое опасное на дороге из того, что двигается - это двухколесная повозка, "запряженная" минитрактором или ослом. Тех и других ночью совершенно не видно, потому что у них нет ни фонарей, ни габаритов, да к тому же встречные ослепляют намертво. Одно такое чудо я однажды ночью чуть не "убрал". Представляете - летящий в ночи осел.

Конечно, нельзя не отметить эпохальное событие планетарного масштаба - нашу ночевку на территории китайской воинской части.

"По части не ходить, фотоаппараты убрать" - так вещало сопровождающее нас лицо.

Знаете!? Беспредельное чувство гордости одолевало в тот момент, когда на территорию воинской части въезжала автоколонна с российским флагом. Захотелось встать на капот и пропеть "Союз нерушимый::." , но, подумав, решил , ну его на фиг - стрельнут откуда-нибудь с колокольни, и что :.? а ведь В.В.П. как раз готовился к визиту в Китай. Но все равно, быть в таком месте и ничего после себя не оставить, было бы неправильно.

За всю свою, временами сознательную, жизнь, а это без тринадцати пятьдесят, я ни разу не написал на стене или заборе не одного слова, а тут не выдержал. Теперь в общественном солдатском туалете, среди сотен иероглифов, есть надпись на русском языке - видимо, меня уже ищут.

Масса впечатлений осталась от посещения пещер королевства Гуге, дворца Поталы, от ночного гуляния по задворкам Лхасы. Не могу не вспомнить приятного ужина в ресторане, что за семь км до базового лагеря Эвереста.

А ведь как все интеллигентно начиналось. ::. потом в зал внесли пять литров чистого спирта, и "Русский вечер" в китайском стиле начался.

Нет, Вы ничего плохого не подумайте, все было пристойно и трезво. Угощали всех, кто попадался под руку, а это порядка двадцати человек: китайцы, не китайцы, немецкие товарищи, остальные туристы. Для многих чистый спирт стал открытием года.

Единственным, кому было слишком хорошо - это водителю машины сопровождения - простому китайскому пареньку по имени Ваня.
А когда посетители решили отойти ко сну, мы сдвинули диванчики, принесли спальнички и с разрешения администрации улеглись прямо там - мы же не идиоты - ночью, на ветру, почти в минус, на высоте 5200 ставить палатки.

Вообще, утро с видом на Эверест мне понравилось, хотя я думал, что гора визуально будет гораздо выше. Было еще много чего интересного, пойду на пенсию - напишу книгу. А пока нужно прийти в себя, осмыслить пережитое, просмотреть тридцать часов видео, сделать фильм, прошерстить несколько тысяч фоток, обожраться жареной картошки, обслушаться музыки, пообщаться с друзьями, найти работу, и еще примерно сто пунктов того, чего надо сделать.

А всем, всем, всем, кто на разных этапах принимал участие в экспедиции, хочу сказать огромное спасибо за это незабываемое приключение.

 

 
 

Омский клуб 4х4 
«Пермский клуб любителей бездорожья» 
Клуб "Bronco-спорт Челябинск" 
"НиваКлуб Екатеринбурга" 
Иркутский off-road клуб "Протектор" 
Алтай OFF ROAD

 
 
 
 




Дизайн:
Анна Данилова © 2001

Реставрация сайта и поддержка: Андрей Петрович Попов (papex.ru). 2024


наверх
назад
написать письмо
на первую страницу
Off-road74.ru