Статья |
|
Грызуны идут на Север.
Продолжаем петь песню безумству кучки трофистов, что рванули до Салехарда на опытных вездеходах!
>1 Действующие лица (до Капитонова включительно - челябинцы):
Олег Васильев.Директор "ЧелябТрансАвто", хозяин "Бобров", любитель интересных мероприятий внедорожной тематики. Инициатор поездки. Любит мультяшки.
Лариса Васильева. Боевой единомышленник и сподвижник всех семейных начинаний. Всеобщая мама. Не любит оружие.
Николай Трусов. Основал движение "Ямал-трофи" с целью проехаться по океану зимой. Джипер по жизни, фанат УАЗа.
Ирина Трусова. Владеет навыками управления спутниковым навигатором и наукой "фэн-шуй". "Штурманит" на джиперских соревнованиях, любит собак и оружие.
Сергей Капитонов. Водитель любых машин. Может непредсказуемо рано просыпаться.
Вячеслав Хрипунов (Заволжье). Официальный испытатель "Бобров". При виде дичи агрессивен. Любит чистить рыбу.
Андрей Иванов (Екатеринбург). Экстремал. До сих пор не понял, зачем ехать 10 дней на вездеходах, когда можно пробежать за 2 дня пешком.
Итоги переворота:
оборванных гусениц, катков, проушин - 0 шт.;
потерпевших - 0 чел.;
потерянной горючки - 70 л;
порванных тросов - 1;
нарушение целостности - правая часть кабины и каркас тента (сместился);
потерянная экипировка - не обнаружено;
психологические потери - присутствуют;
пробегавших мимо оленей - 3 шт.
После такой свистопляски экспедиторы поняли, что они могут практически все. Так что на все дальнейшие мелкие поломки и крупные засады реагировали снисходительно: шли уверенно и приветливо встречали попутное: пески, болота, стоянки манси с непонятными ритуальными причиндалами и людей разной степени цивилизованности…
Из дневника
1 сентября, мы на маршруте. Эти болота... Пара-тройка объездов, застреваний - буксований, безумных пируэтов и т.д. - и мы подъехали к интересному месту. Там в избушке живет блаженный Андрей - 16 лет якобы сторожит какое-то оборудование, оставляемое с зимы и якобы необходимое для прокладки и обслуживания данного якобы зимника. На вопрос "Сколько людей бывает здесь за лето?" он ответил очень просто: "Вы первые". Залил нам 200 литров дизтоплива в обмен на пять банок пива и бутылку водки и через час уже надоедал советами по переправе через его реку.
Реку форсировали два часа - с полной погрузкой-разгрузкой и разведкой водолазом Трусовым (в смысле, у него были штаны на лямках, переходящие потихоньку в сапоги)...
...4 сентября, поговорив по спутнику с родиной, бобристы обнаружили, что прошли уже 414 км от Нового Уренгоя. До Салехарда осталось еще 160 км. За это время компания вжилась в обстановку и слилась с природой, Васильев даже стрелял куропаток, а Слава Хрипунов разделывал тушки... Ночью где-то недалеко загавкала собака. Люди?..
Утром на самом деле обнаружился поселок - НАСТ. Проходная, решетки на окнах, колючая проволока по периметру, разваленные дома, бараки... Благодать Сталинской стройки! А рядом стоит непонятный обгоревший вагончик... Оказалось, в НАСТе живут 2 (два) человека. Их цель - продержаться с весны до холодов и дождаться приезда смены. Отсюда, возможно, начнется пробивание зимника в две противоположные стороны. И опять, кроме нас, здесь никого за все лето не было.
Подзаправившись горючкой и традиционным стопариком, мы вернулись на заветную тропу и за день форсировали вплавь три реки. И вообще, стали нахальнее, бросили суетиться и долго готовиться к переправам. К девяти пролетели аж 66 км! Правда, потом недосчитались переднего правого щитка над гусеницей.
Ночью нас встретил городок газовщиков Полуй, состоящий из 15 человек. Местные оказались супер! Правда, сперва косились, как на диких, и пытались удивить самолично испеченными булками. Но увидев ноутбук, принтер, 2 спутниковых телефона, пару ведер патронов для ведения непрерывного боя в течение суток, 7 маленьких переносных радиостанций и 2 стационарные, три газовые плитки, охапку спиннингов и прочее - остолбенели. Не ожидали…
6-го выехали из Полуя и - потеряли направление. Женатики (Трусовы) немного поспорили на сей счет. Коля, с нажимом: "Ирина, я тоже хочу смотреть на навигатор. Нам ведь его подарили на двоих!"
Некоторую проблему создавали провода от упавшей вдоль дороги ЛЭП, они почему-то наматывались на гусеницы. Дальше пошли коварные болота. Уж эти болота!!! 5-10 минут нерасторопных действий - и все железо погружается ниже ватерлинии. Правда, зимой можно с помощью взрывов выколупнуть потерянное, но это на любителя... И ведь, вроде, низина-то 3-5 метров, можно перескочить, но оба наши "грызуна" постоянно заседали. Хорошо, что по очереди, а то... мы бы уже были в Салехарде. Пешком.
На ночь остановились на старом мансийском стойбище. Жертвенные столбы, деревья с тряпочками и банками на ветках, черепками мелких грызунов на веревочке, остатками обуви, запчастей от "Буранов", якоря весом килограммов на тридцать. Разнообразно, познавательно.
Осознаем неуспевание на субботнюю баржу из Салехарда.
Наутро выехали аж в 08.40 (видимо, духи выперли). Тундра стала высокой и с оврагами. Сложновато... Пассажирский аппарат, ведомый твердой хрипуновской рукой, с угрозой кульбита через голову втыкается носом в противоположный берег маленького, но такого противного-противного ручья. Срочное лебедение и - обрыв троса... Караул! - двигатель едва не хлебнул забортной воды, а это верная смерть от гидроудара. Со второй попытки через блоки и страховку, кевларовым тросом - удалось, ффухх. А ведь думали как: трос рвется вторично, "Бобер" со всего маха бьется о берег еще конкретнее и тащит за собой второго, одновременно издыхая от поступившей в воздухозаборник водички...
Удалось - то удалось... но вытянули назад! Не покорили мерзкий ручей!!
В общем, пока остальные приводили в порядок утопленника, Васильев с Ивановым придумали совершенствовать подходы - с помощью трубы большого диаметра. И это, вкупе с гусеницей от большого бульдозера, когда - то загибшего в этом же поганом ручье (к ней привязали лебедочный конец), наконец помогло выбраться на противоположный берег, четыре часа борьбы!!! (Кстати, этот ручей не смог преодолеть даже монстр отечественного автопрома - 20-тонный "Витязь", созданный специально для бездорожья и перевозки этих самых труб большого диаметра.)
Потом меняли турбину (погнала масло) - уже на грузовике.
Из дневника
Эх, паром пролетает... Ладно, зато можно расслабиться и подпалить на костре пару газовых баллончиков от китайских плиток. Интересно же, куда они полетят... А если полный? Дальше пролетит или сильнее грохнет?..
8-е, тундра опять высокая, мало рек. Скорость доходит до невиданных 20 км/час. К вечеру выехали на Обь. Величественно. Вытерли скупую мужскую слезу, и назад - на преодоление последней реки, впадающей в Обь. Семечки... А до деревни Аксарка рванули просто напрямую - по лесам-косогорам, в потемках и под дождем. Через два часа выпорхнули на давно желанный берег мать-реки.
Вот так мы выиграли эту битву в пампасах. Теперь до Салехарда какие могут быть огорчения? Разве что штраф местному гаишнику ...
Итог
Проехать на "Бобрах" вдоль "мертвой дороги" можно. И сами водоплавающие грызуны оказались вполне достойными проходимцами. Правда, немного "сырыми", но это дело поправимое, на ГАЗ уже передан весь список поломок и ЦУ участников экспедиции.
Коротко о поломках
В первый день поломались натяжители гусениц (ленивцы). Полный производственный брак сварных соединений.
Потерян щиток над передней гусеницей на "автобусе", а без него "Бобр" плохо плывет и маневрирует на воде. Приходилось менять его с одной машины на другую при переправах.
Несколько раз при наклонах вперед топливо отливало от заборника в баке, и двигатель глох.
Лопнуло три шланга нагнетания воздуха. Двигатель после этого плохо тянет.
Турбина начала "гнать" масло после подтопления пассажирского "Бобра". Заменили турбину (с собой везли!) и масло в двигателе.
Подтопление выявило негерметичность шнорхеля, а это могло убить мотор!
На "автобусе" из-за большого количества потребителей разряжались аккумуляторы.
Обломился дренажный кран на топливном баке - забили затычку.
У грузовика постоянно пропадал газ на средних оборотах: надо поддать газку, ан нет, глохнет. У него же, при ударе передком в край канавы, выскочил из редуктора вентилятор, что вытягивает воздух из "лодки" (герметичного низа). Шлицы деформировались, и обратно все не собралось.
Не запустились автономные обогреватели салона и двигателя.
Долго не разогревался двигатель, печка тоже плохо греет - проблемы с термостатом.
Алексей ВЯТКИН,
дневник писал Андрей ИВАНОВ
(UB2), фото делали все
Фотоальбом экспедиции
В раздел "Экспедиции"