По ходу подготовки к экспедиции, которая состоится в августе-сентябре 2004
года, и маршрут которой будет пролегать через Алтай, Монголию, Китай (предстоит
преодолеть две пустыни, высокогорные перевалы и в итоге оказаться в Гималаях),
директор промышленно-строительного холдинга ООО «НЕКК» Алексей
Оттен решил собрать команду единомышленников, и встряхнуть себя, да и автомобиль
в условиях пустыни. Выбор пал на Приаральские Каракумы, а далее сама собой
появилась сверхзадача – найти стремительно исчезающее Аральское море. Нижеследующее
записано с его слов и от его имени…
Экстрим по-казахски
(Мы не враги казахскому птицеводству)
Все началось с пересечения казахской границы. Если нашу часть мы прошли весело
и спокойно, то на соседской территории нас ждали сюрпризы… На казахском пограничном
посту выяснилось, что мы таим в себе реальную опасность для казахского птицеводства,
как переносчики куриного гриппа. Но за скромную сумму в шестьсот рублей мы
перестали таковыми быть (не надо бояться торговаться, это уже восток). Любезные
казахские пограничники показали направление на Актюбинск. Но мы не искали
лёгких путей и решили срезать километров сто по дороге, указанной в атласе.
Когда-то может, там и была дорога. По ней, видимо, вообще и никто не ездит
– ездят где-то рядом. Сели, откопались, порвали трос лебедки, снова сели…
в итоге неожиданно въехали в город Хромтау. Местные гашники тут же взяли с
нас пятьсот теньге за то, что мы въехали в город с неположенной стороны и
объяснили, что к морю надо ехать по международной трассе М-32. Лихо
преодолев 550 километров всего за 25 часов, практически не останавливаясь,
мы добрались до Аральска (состояние трассы неописуемо, а среднюю скорость
вы можете посчитать самостоятельно). С федералки было решено свернуть – хотелось
песков.
Ближайшие барханы и солончаки, с точки зрения карты в GPS, оказались дном
Аральского моря. Барханы, перекати-поле, стада кораблей пустыни, остовы морских
кораблей создавали сюрреалистическую картину… Необходимо отметить, что мы
подались в экспедицию на реальном автомобиле 110-м Defe упакованном по полной
программе (Warn, Wiair, Webasto, GPS, Globalstar, ARB, Rancho … в общем все
дела). И он реально шел!!!
В час ночи упёрлись в понтонную переправу через Сырдарью. Ночь. Пустыня.
Мы в меру уставшие, 39 часов без сна… Утреннее солнце разбудило нас… Уж неизвестно
откуда, из какой заначки, Вова достал шампанское и ананасы. Градусов
25, могучая великая азиатская река у наших ног, бескрайние покатые барханы,
шныряющие змеи, вёрткие ящерицы, высоко парящие орлы, верблюды и… ананасы
с шампанским!
Мой день Рождения мы отметили здорово. Холодная вода, градусов 5 при 25 сверху
бодрила. Поплавали, отдохнули. Почти все обгорели. Сильный ветер заставил
задуматься: можно было брать с собой кайт и заниматься его освоением. Сложно
представить, что могло быть лучше этого. Тем более, при всей шуточности и
веселости затеи получалось уже достаточно экстремально… Природа продолжала
радовать и удивлять. Оказалось, что мы остановились у водопоя. Периодически
к воде спускались верблюды, лошади. Мы с ними дружили...
Барсакельмес
(Здравый смысл уходит окончательно...)
Добыли
языка. Часа два пытали. Диалог складывался трудно. По итогам этой беседы,
мы выяснили, в какой стороне следует искать море, а он окончательно убедился
в том, что русские - очень тупые. Взяли азимут и тронулись.
Первый раз сели в солончак поздно вечером, когда почувствовали, что море
где-то рядом. За семь часов выбираясь, мы преодолели те семь метров, которые
успели проехать по инерции. Лебедка же нам больше была не нужна. В принципе,
не нужна. Все эти представления, что можно зацепиться и вылезти, в пустыне
не проходят. Ну не за что в пустыне цепляться! Поначалу мы лом пытались вбивать,
закапывать на глубину два метра. Потом поняли, что это бесполезно. Верх технической
мысли - заранее изготовленный эксклюзивный якорь - показал свою полную небоеспособность.
Благо были траки. Без них сидели бы мы до сих пор в солончаках…
Стало ясно, что, двигаясь напрямую по солончакам, нам моря не видать. Стали
внимательнее выбирать путь. Ехали сколько могли. Потом просто попадали. На
утро мы увидели совершенно инопланетный пейзаж. Белая соленая пустыня, сколько
головой ни крути. Соленая пустыня, от горизонта до горизонта соленая пустыня,
ни одной складки местности, ни бугорка, ни кустика, ничего кроме песка и…
одинокий шлагбаум. Зачем - загадка. Полный бред. Как его открыть - непонятно.
Пришлось объезжать преграду, проявив почти недюжинную смекалку...
Реальность была потеряна. Голова уже шла кругом от перегрузок и оттого, что
ни одно из впечатлений не удовлетворяло рассудок … Нормальными были только
лица товарищей и грязный автомобиль, а все остальное…
Линия горизонта, казалось, совсем близко, еще чуть-чуть и конец света.
Уже подъезжая к острову, мы поняли, что топлива очень мало. Сказались вчерашние
раскопки в солончаках и протёкшие две канистры с соляркой не выдержавшие
тяжёлых условий. И вот мы видим остров и… горящую лампочку уровня топлива.
За спиной всего одна канистра. В обрез. Варианта два: увидели остров издалека,
разворачиваемся и пытаемся выбраться, второй – едем дальше, ведь вновь мы
вряд ли сюда вернемся, а там будь что будет. Опять восточная философия. Здравый
смысл уходит окончательно...
Барсакельмес - известный заповедник, про который мы перед поездкой прочитали
в энциклопедии… Мы были полностью уверены, что на острове должны водиться
БАРСЫ. И действительно огромные кошачьи следы попадались нам по всюду. Это
придавало некую пикантность ситуации. И мы до сих пор спорим с крупными
зоологами, утверждающеми, что барсов там никогда не было и нет.
На острове тоже шлагбаум. По-казахски надпись. Мы для себя перевели как «Стой!
Стреляю без предупреждения!». Прямо на холме - чья-то могила: кардан,
на который нацеплен кусок автомобиля. Понимаешь, что аварии здесь быть не
могло. Кто-то, видимо, не доехал. И это вновь добавляло пикантности…
На острове мы нашли заброшенный аэропорт, лабораторию а-ля братья Стругацкие….
По двум свежим мотоциклам, стоящим на единственной дороге ведущей через остров,
мы поняли, что он обитаем. Дорога одна, сворачивать некуда. Пришлось ехать
мимо них. Люди не показались…
На другой стороне острова мы увидели море…
Аральское море
(Цель достигнута!)
Какая была радость! Мы жили мечтой увидеть его.
Мы, как могли, к нему подобрались (наученные опытом решили пойти пешком, а
не на машине). Искупались, точнее, приняли грязевые ванны. Аральское море
- очень мелководное, но оно есть, на радость нам, есть.
Теперь можно взять спутниковый телефон и рассказать всему свету, что точно
есть. И вновь свежий след барса на песке. Он видимо наблюдает за нами. И почему
мы не сфотографировали след? До сих пор мучаемся. На обратной дороге снова
почти из-под колес выпрыгивали зайцы, лисы, суслики… Опять два мотоцикла,
как мираж…
Мы все увидели, можно было бы пообщаться с какими-нибудь местными жителями,
не опасаясь, что выгонят. Но вокруг ни души. Несколько раз видели миражи:
озеро, роща. Думали даже раз у озера лагерь разбить. Хотя ни по каким признакам
озера там не должно было быть… Мы взяли азимут и поехали до ближайшего населенного
пункта. Подрагивала нервная система. Мы понимали, что в том ауле, куда мы
едем, солярки точно нет. Да и не ясно доедем ли.
Русские в пустыне
(«…но сознайся, ведь вы работаете на ЦРУ?! Ну откуда у вас такая машина?»)
Соляра на исходе. До ближайшего населенного пункта 160 километров, ближайшие
50 лет здесь никто не проедет – ну не на чем здесь ездить. Есть 50 литров
воды и определенный запас провизии. Пеший переход? А мы на Востоке, мы просто
едем, как говорится, на все деньги. И это оправдано. Видим не мираж, а лагерь
московских строителей, где простые русские парни, выигравшие тендер, строят
дамбу. Спрашиваем, где можно взять солярку. «К механику! Во-он в тот
вагончик!»
В
вагончике нас встретил здоровенный, в дымину пьяный, мужик. Он внимательно
выслушал нас, кивнул: «Пошли!» Думаем, в домике, что ли солярку
хранит. Ну ладно, пошли за ним, грязные, небритые, нечесаные. Говорит: «Так,
вот душ». Мы говорим, что неудобно вроде бы, мы привыкли уж так. «Я
сказал, вот душ, вот полотенце». И обращаясь к кому-то: «А ты за
водкой». Попытались сопротивляться. «Так. Вам солярка нужна? Я сказал,
ты за водкой, а вы все - в душ!» В общем, чисто по-нашему, по-доброму,
мы накрыли стол, нашли закуску, появился литр водки. Сознание стало возвращаться…
Мы были чистые, накормленные, довольные, заправленные под завязку соляркой.
Время поджимало. Пора было покидать лагерь - хотелось увидеть дамбу (то,
что это зона особенного режима, мы узнали только на обратном пути)... Интересно,
но наши русские ребята тоже не могли осознать, что мы - просто туристы, что
хотим увидеть Аральское море, посмотреть дамбу, и пытали нас до последнего:
«Все-таки скажите, зачем вы здесь?» Порадовал главный геодезист
Костя. В противовес прорабу, худенький и не совсем пьяный. Говорим: «Костя,
ты - геодезист, у тебя, наверное, есть карты. Дай какую-нибудь современную,
чтоб мы могли понять, где что мы прошли». Он говорит: «У меня есть
только секретный план. Но тебе я его… дам. Хотя ребята, я знаю, что что-то
здесь не так». «Да не надо, Костя! Секретный план все-таки. Отдашь,
потом будешь мучаться…» «Нет, я тебе дам секретный план, пойдем,
сейчас распечатаю, но сознайся, ведь вы работаете на ЦРУ?! Ну откуда у вас
такая машина?»
Распечатал карту. Только потом мы осознали, что может произойти, если нас
с этой картой поймают: на ней были изображены строящаяся плотина, дамба со
всеми отметками, гидротехническими показателями - какой объем сброса, перетока,
как они меняют русло Сырдарьи. Такую карту по законам жанра надо было бы съесть…
Дамба
(Казахско-узбекский дележ)
Мы приняли решение посмотреть строящуюся дамбу. Тем более что она имеет интересную
историю: из-за Аральского моря возникли серьезные проблемы между Узбекистаном
и Казахстаном. Узбекистан разобрал Амударью на полив, часть же Аральского
моря, которая находится в Узбекистане, ниже, и Сырдарья, казахская река, впадая,
аккумулируется в узбекской части Аральского моря. И это безмерно огорчает
казахов. Они задумали грандиозный план: собрать Сырдарью и не отдавать ее
Узбекистану, заполнив собственную часть Аральского моря, построив гигантскую
дамбу. Тогда Узбекистан либо будет вынужден отпустить Амударью, либо
высохнет последняя часть Аральского моря. В 90 годы начали строить дамбу.
По официальной версии, поднялся шторм (что там могло штормить – непонятно),
и дамбу затопило… Мы видели живое тому свидетельство: десятки единиц
затопленной техники – бульдозеров, экскаваторов… Потом казахи объявили тендер
на строительство…
Лагерь мы разбили у дамбы. На следующий день было решено встать в семь утра,
так как необходимо было возвращаться домой. Но в лучших традициях востока,
за неторопливым чаепитием и спокойно текущей беседе о смысле жизни мы забыли,
зачем так рано проснулись. Поэтому сборы закончили к часам шести вечера. Проехали
всю дамбу лавируя между огромными землеройными машинами. Спрашиваем у русского
механизатора: «Где тут Аральское море, где Сырдарья впадает в него?»
- Я два года здесь работаю, но моря не видел. Вряд ли вы туда проедете, я
даже на своём Катерпиллере не рискую…
Никто не мог поверить, что наша маленькая черненькая машинка может так мастерски
выписывать кульбиты на песке. И все же мы нашли место, где Сырдарья впадает
в Аральское море. Искупались. С чувством исполненного долга собрались ехать
домой. Точка была поставлена: все цели достигнуты... Мы увидели пустыню, море,
Сырдарью, протрясли машину и себя по полной программе.
Люди-призраки
(Они шли колоннами по 500)
Приезжаем на заправку. Ощущение, что заброшена.
Выломанные колонки, шланги висят... На самом деле, одна из центральных. Сидит
оператор.
- Топливо есть?
- Есть.
- Можно заправиться?
- Нет, нельзя.
- А почему?
- Электричества нет.
- А обещают?
- Уже три дня нет.
- А чего сидите?
- Ну, может, включат.
- А может, можно ведром?
- Нет, нельзя никак.
Эдакий человек-призрак, в глазах которого безнадежность…
Встретились нам как-то люди на международной трассе. Дорога разухабистая,
как сама жизнь. Трястись надоело. Решили попить чай. Встали прямо рядом с
дорогой. Два наших товарища спят. Достали воду, консервы. И вдруг зрелище,
сравнимое с картиной Сальвадора Дали: абсолютная нереальность, из-за
горизонта медленно движется что-то темное. Стало интересно. Начали различать
отдельных людей. Напрашивался вопрос: откуда в пустыне столько людей? Уже
можно было различить, что это мужчины, одетые в тёмное.
Продолжаем пить чай полулежа и смотреть. Толпа человек 500 проходит мимо
нас. Двое подошли. Попросили воды. Мы подарили им фляжку. Проходит некоторое
время. Смотрим, еще что-то движется. Два «Икаруса». Проезжают мимо
нас. Потом еще два, а за ними опять человек двести. Мы так и не поняли, что
двигало этими людьми, куда они шли, зачем. И зачем им были нужны автобусы?..
Русский язык почти никто не понимает. Тщетны были наши попытки разузнать,
что либо у местных жителей. Местная молодежь смеялась, слыша нас. Потом мы
поняли, что они не знают русского языка…
Возвращение в Россию
(Таможня по-восточному)
Возвращаясь,
мы совершили ошибку. Надо было ехать той же дорогой, по пустыне, но нам безумно
захотелось асфальта и увидеть огромное пресноводное озеро Камышлыбас. Озеро
мы увидели и даже в нем искупались. За что жестоко и поплатились. Первый же
пост, который был на нашем пути – пост в Аральске. Его мы могли спокойно объехать
по пескам, где вопросы нам задавали только верблюды, и все было хорошо...
Часов пять на этом посту мы развлекались самым дурацким способом, познавая
местный колорит общения.
Восточные люди очень приятные, они здороваются за руку, обнимают. «Все
здорово! Какая хорошая машина, какой ты красавец, что приехал сюда! Ну, вот
смотри, есть ГАИ, есть таможня, есть полиция. Нас здесь трое, и тебе с каждым
из нас надо решить вопрос. Я – полицейский. Что, туристы? Ай, молодцы!
Лопата у вас есть? Молодцы! А ты знаешь, что вы были в закрытом районе? А
где были? А-а-а! Ой, молодец, написал мне то, что надо… самый закрытый район.
Теперь напиши, что вы были без сопровождения туристической организации… И
теперь я рассказываю. Вы были в закрытом районе. В связи с событиями в Узбекистане
у нас усиленное наблюдение за этими районами. Поэтому сейчас уже поздно, РУВД
не работает, завтра вас сдадим, там с вами разберутся, что вы за туристы,
откуда вы туристы, какие у вас вообще задачи, планы. Посмотрят ваши вещи,
почитают ваши записи. Неделя нормальной работы с вами. Если мы убедимся, что
все в порядке, вы поедете дальше.»
Конечно, перспективы были прекрасные. Альтернативой стали 2000… долларов.
Позже после долгих переговоров сошлись на 600 рублях. Спокойно объясняю, что
мы просто туристы и чем мы отличаемся о коммерсантов, так это тем, что наша
поездка малобюджетная и сюда не за деньгами приехали…
- Леша, я же только потому с тобой и разговариваю, что ты – турист, кандидат
в мастера спорта по авто-ралли. С другими бы и разговора и не сложилось…
У таможенника свои претензии. У него специальный прибор для просмотра бензобака.
Содержимое нашего бензобака живо его заинтересовало: «А вот это что?
Топливный насос? Ай, хорошо, будем снимать бак, будем, смотреть, что это за
насос и сколько в нём героина…»
Воображение уже нарисовало эту картину. Конечно, развлекуха не для слабонервных…
Нарисовалась
также и реальная перспектива с декларациями, которых у нас… одна на всех.
Да-а, таможня на границе дает возможность жить всем таможенникам Казахстана.
У ГАИ свои претензии. Тоже хороший восточный человек такой этот гаишник… Наконец
все вопросы были решены. Добил прапорщик, который сидел с автоматом на табуретке
у шлагбаума:
- Дорогой, а тушенки-то дай!
Если бы у него не было автомата! Но я спокойно, но, видимо, очень зло, ответил.
Вопросов больше не было… Они хорошие люди, но жизнь у них такая.
Преодолев пост, мы зашли в чайхану. Красивое, доброе хорошее место… чище
нас раз в десять. Улыбчивые казашки напоили чаем. Домой!.. Дорога та же самая.
Скорость не более 20 километров. Я сплю... и вдруг сквозь сон, слышу, что,
похоже, машина «села». И если в начале нашей экспедиции у нас было
желание «сесть» и гордо откопаться, то сейчас не то чтобы желания,
сил… мы просто не могли даже и думать о том, что придется это делать. С трудом
открывая глаза и просыпаясь окончательно от характерных звуков буксующей машины,
поняли всю неизбежность случившегося: ночь, проливной дождь, жижа по колено,
впереди бруствер метра три и сзади примерно такой же, между ними сидим мы
в самой канаве. Лебёдится не за что, да и нечем.
Первым из машины вышел Дмитрий, наш атлет. Сложно подобрать нормативные аналоги
тех слов, которые мы услышали! Схватил лопату, пару раз махнул ею и бросил.
Сил не было. Так и стоял по колено в грязи под проливным дождем, печально
глядя на машину… Я перед отъездом оделся во все чистое. Белые носочки… Думал,
может, не выходить. Но чудес не бывает. Надо было копаться. И мы все, каждый
по-своему, кто молча, а кто - ругаясь, выползли в эту жижу, и откапывались.
Время тогда для нас не имело значения… На восходе нас спас какой-то заблудший
КАМАЗ…
До
таможни совсем недалеко. Наш внешний вид говорил обо всем. Очередной казахский
таможенник в очередной раз попросил очередную порцию денег. Не помню, что
я ему ответил, но он мне сразу отдал документы. Больше никто вопросов не задавал,
не смотря на то, что наши небритые физиономии, машина, заваленная вещами и
грязью, явно вызывали подозрение. Все просто открывали перед нами шлагбаумы
и хлопали по плечу…На родной таможне все тоже прошло на «ура». Мы
были почти дома.
Усталость неимоверная, но уже закрадывались мысли: а может, на майские рвануть?
Может, заскочить еще в Узбекистан, там закопаться?… Судите сами, всего делов-то
скинуться по две тысячи рублей и получить очередной нехилый VIP-тур.