"Район пониженной проходимости". Сергей Куклев. |
|
Как корреспондент "Челябинского рабочего" на джипах гонял
Сергей КУКЛЕВ
Троицк-Челябинск
…К тому, чтобы стать гонщиком судьба готовила меня долго. Целые сутки. Сначала поступило предложение от директора фирмы "УАЗавтотехобслуживание" Евгения Шаталова посмотреть на то, как проходят зимние соревнования по ориентированию на пересеченной местности. Согласился. Гонки имели место быть под Троицком, в тамошних продуваемых всеми ветрами степях аккурат в День спасателя. Местные спасатели вместе с фирмой "Мастер-сервис" и устроили это шоу. Опыта проведен я у них не было никакого, однако, соревнования удались. Но об этом позже, а пока я обдумывал вопрос Шаталова о наличии у меня водительского удостоверения. Оно, естественно, имелось, зачем только вот в чем вопрос…
|
|
Евгений посадил меня за руль специально подготовленного УАЗа. Что его подвигло на этот поступок останется тайной, но таким вот образом ваш корреспондент получил возможность написать репортаж не то, чтобы от первого лица, а можно сказать не вылезая из-за баранки. УАЗ сразу показал свой норов. Колеса с глубоким профилем на скользкой трассе ведут себя просто отвратительно. Стоит добавить газу и машину моментально бросает в занос. Тащились по Троицкому тракту километрах на 50-60 по спидометру. Да, забыл добавить: на улице -30, час ночи, а в машине помимо меня и самого Шаталова его жена Оксана (тоже, кстати, гонщица) и их сын 10-летний Женя. Как, ничего антураж? Километрах в десяти от Красногорска кончился бензин в одном из баков. Мы попытались переключиться на второй бак, но было поздно наш рысак встал на обочине одинокий, освещаемый луной и жутко холодный, крыша-то у него дерматиновая. Ждем-с. Шаталов некоторое время повозился под капотом и выяснил, что бензин нам продали разбавленный водой. Она в соответствии с законами физики замерзла в системе и наглухо перекрыла доступ топлива. С особым цинизмом повторю составляющие: мороз, ночь, в кабине маленький ребенок, закутанный в два спальника, но все равно замерзающий, и неработающая печка. Оксана поймала попутку и отправилась в Челябинск за подмогой. Женька малец экстремальный и от возвращения домой наотрез отказался. Пока мы сидели, стуча коленями, в кабине, подмога позвонила на сотовый и заявила, что остается в Челябинске по причине поломки. Бывает же такое…
|
|
К трем ночи стало понятно, что еще немного и нам троим станет совсем не до шуток. В этот момент на обочину вырулил гаишный жигуленок. Первый вопрос начальника полосатого жезла потряс нас до глубины души. "Что вы тут делаете?" осведомился он. Мы как могли объяснили. Тогда инспектор любезно предложил отвезти ребенка до Красногорска. Тут Шаталов-старший вспомнил, что там живет знакомая, но адреса он не знал. На счастье в приемнике глобальной системы позиционирования (в простонародье джи-пи-эс) оказались забиты координаты дома знакомой. Евгений вручил мне прибор под яростные протесты гаишника: "Как мы по этой хреновине дом найдем…" Так состоялось мое первое с современными способами ориентирования. Дом нашли, что называется, с полтычка. Я просто отслеживал по прибору расстояние до объекта и, когда на экране появился 0, постучал в окно сельского дома. Представьте картину: три часа ночи, к дому подъезжает оперативная машина, а какой-то мужик в странном наряде стучит в окно. В общем, не буду описывать прием, но после того, как я предъявил Шаталова-младшего, в дом нас впустили. Мы с ним прикорнули на диванчике, а проснулись, когда из Челябинска все-таки пришла подмога.
Евгения мы нашли на трассе, замерзшего, но не сдавшегося…
В Троицк приехали только днем. Поплутали немного и вышли на старт соревнований, нисколько не опоздав. Оксаны, которой предстояло сидеть за рулем не наблюдалось, а Евгений разложил ноутбук, подсоединил его к джи-пи-эсу и явно собирался занять штурманское место. Ясно, значит, рулить мне, хотя, если честно, накатался я за последние сутки по горлышко. Ладно. Встали у стартовой отметки, координатор выдал нам кусок карты, на которой были отмечены 14 точек, на которых необходимо было отметиться. За десять минут Шаталов забил координаты этих точек в компьютер, и мы рванули вперед. Вот это, скажу я вам, было совсем другое дело, чем тащиться по асфальту. Снежная равнина для нашего УАЗа дом родной, так что скорости я не снижал ни на поворотах, ни на глухом бездорожье. Потрясающее ощущение тучи сверкающей снежной пыли и твоя машина, разрезающая тугой наст колеей.
|
|
Через километр на мониторе компьютера точка, обозначающая наш экипаж, совпала с отметкой контрольного пункта. Он оказался просто деревом, к которому привязана веревочка с печатью. Каждый экипаж имел пропитанную чернилами подушку и крепко привязанную к машине планшетку. Вот в чем заключался хитроумный замысел организаторов. Нужно было не просто отметиться, а подогнать машину непосредственно к печати. С первым пунктом я справился, а когда стало ясно, что КП находится на ледяном дне оврага, за руль все-таки сел Евгений. Я принял на колени ноутбук с джи-пи-эсом и в который раз поразился, как далеко шагнул прогресс от намагниченной иголки до такого вот комбайна, связанного неразрывной радиоволной с несколькими спутниками одновременно. Без таких технических ухищрений не обходятся нынче ни одни соревнования. И это правильно, так как позволяет организаторам вволю порезвиться. Однако, мы отвлеклись, а мой рассказ на скорости около 50 километров в час по бездорожью несется к своему, увы, печальному концу. КП действительно находился на дне оврага. Туда мы съехали довольно быстро, поставили печать, и тут случилось непоправимое джип развернуло на льду и встал, накрепко зажатый между скалистых стен оврага. Час работы лебедкой и машину удалось развернуть "носом" к выезду из оврага, но УАЗ, для которого подобный уклон дело совершенно плевое, вдруг загреб колесами грунт и ехать отказался. Что за ерунда? Стали проверять. Проблема оказалась скрыта в переднем мосту. Полетел один из подшипников, и ось стала криво, срезая стружку, вертеться в металлическом ободе. Мост, естественно, не действовал. С помощью коллег мы вытащили пострадавшую машину и на медленном ходу поплелись к финишу. К слову сказать, пришли мы вторыми, но, к сожалению, отметок КП у нас было всего две. Вот так неудачно закончился мой опыт автоориентирования на пересеченной местности. Не мог сказать, что я остался доволен, но через несколько часов спасательская банька, солянка и стопочка холодной водки вытравили чувство обиды полностью. Оставив вместо нее даже некоторую гордость и лишний раз подтвердив убеждение в том, что взяться можно за любое, внешне даже безнадежное дело.
| К оглавлению
| В раздел "Триала" на Off-Road74.ru