Итальянцы в России
Гоня машину по направлению к Сатке, мы невольно всматривались в проезжавшие
машины. Наметанный на экспедициях глаз Евгения Шаталова вдруг среди потока
машин уловил одну, не похожую на остальные - …, идеально подходящий для длительных
экспедиций. Мгновенно разворачиваемся и едем следом. Иностранные номера видно
издалека. Итальянцы.
Оказывается, эта пара едет на Байкал. Расспросив их о дороге и запланированных
приключениях, мы двинули дальше. На повороте на Веселовку нас уже терпеливо
ждали остальные участники пробной экспедиции на квадроциклах.
Веселый старт из Веселовки
Одно из мест дислокации ЗАХИ, Веселовка встретила нас гостеприимно. Именно
здесь мы должны сесть по боевым коням и стартануть. Надо сказать, что, по
крайней мере, четверо участников садились на квадраши впервые, но это почувствовалось
позднее. Команда в составе главного организаторов Ильи Широкова и Евгения
Шаталова, сына Жени Евгения Шаталова-мл., двух клиентов Ильи Дениса и Димы
с братьями и двух журналистов находилась в состоянии томительного ожидания.
Загрузившись, и получив последние указания от Ильи Широкова, экспедиция стартовала.
Маршрут, продуманный Женей Шаталовым, почти повторял боевые тропы ЗАХИ. Почти,
потому что квадроцикл все же не УАЗ. И иногда приходилось уходить с прямой
тропы, дабы не погубить машины.
Разогнавшись до 50 километров, уже казалось, что скорость немалая. С непривычки
было страшно. Если в УАЗе, как в танке, то на квадраше перевернуться или завалиться
на бок очень не хотелось… Комья грязи летели в стороны и в лицо, но всем уже
было наплевать - это же экспедиция!
Первая поломка
Первая поломка не заставила себя ждать. Не заметив в огромной луже острое
ребро камня, скрытое водой и грязью, экипаж Шаталовых со всей дури налетел
на препятствие. Погнутый диск колеса и спущенная камера, печальное лицо Жени
- вот что мы увидели, когда подъехали. Насос и ключи были благополучно оставлены
на базе, в Веселовке. Как говорится, тут уже без вариантов. Жене пришлось
возвращаться. Правда, буквально через полчаса послышался рев приближающегося
квадрика.
Подправив диск и накачав колесо, тронулись в путь. Главная цель экспедиции
- по маршруту, преодолевая речушки и относительно сложные участки трассы,
добраться до Уральской Рицы - озера Зюраткуль. Добраться затемно. Поэтому
всевозможные перекусы вроде обеда откладывались до ужина. Зюраткуль ждал…
Испытание колеей
Самый тяжелый участок где в районе реки Куваши нанес удар по нервной системе.
Один за другим квадрики застревали в колее. И если "ЭТОвцам", отцу
и сыну Шаталовым, удалось уйти подальше, то впервые сидевшему за рулем ATV
фотографу пришлось несладко. Застревая с непривычки каждые пять метров, Виталий
опустил руки. Терпение заканчивалось и у Ильи. Его уставшее лицо уже одолевали
сомнения: стоило ли вообще брать с собой прессу. Оставалось только одно -
посадить квадраш на буксир и тащить за собой. Конечно, топливо при "сжиралось"
немало, но нервы были дороже.
Такая гонка по душе!
Рои оводов докучали всю дорогу. Правда, доставало не только их назойливое
жужжанье, но и укусы. Клевали они, словно воробьи, грызли… ну никак не кусали.
Стоило только сбавить скорость, как полчища этих жужжащих "миссершмидтов"
окружали и пытались атаковать уставших экспедиционеров. Единственным спасением
от гадов становились скорость и холодная вода мелких речушек. Благо на пути
они были. Местам дорога становилась ровнее, хотя ухабов меньше не стало.
Надо сказать, на Кувашах народ повеселел. Ребята даже признались, что такая
гонка им по душе. Когда из-под колес Жени вылетел глухарь, следом на дерево
откуда-то из кустов вылетели несколько молодых глухарок. Буквально через пятьсот
метров из-под колес выбежал бурый клубок - маленький зайчишка бросился наутек
от ревущих машин. Места заповедные, поэтому ничего удивительного.
Утонувший царь бездорожья
К концу подходил седьмой час непрерывной езды. "Ерунда!" - скажет
кто-то. Да, согласимся, но не когда на улице +30, ты впервые на квадроцикле
и впереди еще километров 20 бездорожья, а мозги стрясываются уже после двух
часов хорошей езды по бездорожью…
Преодолев две трети пути, экспедиция встретила на своем пути машину, потерпевшую
бедствие. УАЗ жалобно погряз в болотной жиже по самое не хочу. Чуть поодаль
- резиновые сапоги. Хозяина поблизости нет. Картина сия запечатлелась в мозгу.
Но помочь мы бы здесь ничем не смогли.
Не выдержав палящего солнца и усталости на Большой Сатке решено было сделать
небольшой перекур и перекус. Вот здесь-то мы и встретили бедолагу-хозяина
УАЗа.
- Машина стоит?
- Стоит!.. И сапоги на месте!
С выражением весьма скорбным подмога отправилась в лес. Без лебедки в лесах
и разбитых "Уралами" колеях не обойтись.
Комфортабельный приют в кемпинге
Наконец мы выехали к симпатичному срубу на въезде в национальный парк "Зюраткуль".
Заплатив мзду (40 рублей с лица) пять квадрациклов двинули в сторону кемпинга,
где и решено было сделать ночевку. Уральский серпантин, пыль из-под колес,
головы водителей автомобилей оборачивающихся нам вслед - в такую жару лихо
прокатиться на квадроцикле мечтал, наверное, каждый видящий такую гвардию.
В трех минутах ходьбы от живописного озера раскинулись синие палатки. Места
были забронированы заранее. Хозяева нас уже ждали. Уютная терраса хозяйского
дома, на которой мы ужинали, привлекала немало народу. Кстати, почти одновременно
с нами сюда, на Зюраткуль, приехала съемочная группа телепрограммы "Вокруг
света". Красота Южного Урала привлекла и москвичей. Правда, у нас была
своя программа: ужин, баня, дискотека… Наверное, поэтому в документальном
фильме о природе Южного Урала, вы нас не увидите…
Синекрышие шестиместные палатки казались после 9-часовой езды раем. Последний
участник экспедиции вернулся в свой брезентовый "дом" в пять утра,
что впрочем, никак не отразилось на его самочувствии наутро.
Утренний моцион
Самое высокогорное озера Европы расположено в горной котловине между хребтами
Уреньга, Зюраткуль, Москаль, Нургуш и горой Лукаш. Чистая и прозрачная вода
отражает хребет Зюраткуль. Отдыхающие туристы еще не проснулись и не начали
копошиться у своих палаток. Здесь на высоте 724 метров над уровнем моря -
тишина и благодать.
Но утро, как говорится, добрым не бывает. На этот раз норов начал показывать
квадраш Жени. Выбило свечу. Планы вернуться тем же путем в Веселовку пришлось
корректировать. Конечно, гнать по трассе на такой технике не хотелось, но
ничего другого не оставалось. И снова Илье Широкову пришлось брать на буксир
собрата.
Самоварный раритет
Намаявшись, но все-таки попробовав на зубок квадроцикла бездорожье, мы вернулись
в Веселовку. Часть команды уже покинула нас и была где-то на пути в Челябинск.
Добрый знакомый Евгения Шаталова, Павел, уже ждал нас. Душу грела мысль, что
удастся хлебнуть чаю из раритетного самовара, антикварного.
Изделие братьев Тейл, датированное 1904 годом, преспокойно покоилось не пне.
На лицевой стороне самовара - печати, рассказывающие обо всех медалях, полученных
заводом, и выставках, в которых его продукция принимала участие.
Затопив чудо-самовар дровами, заварив ароматный чай, радушный хозяин пригласил
нас к столу. Уже за чаем была подведена итоговая черта: первая попытка на
квадроциклах покорить трассы, к которым мы привыкли когда-то на джип-фестивалях,
на новом транспорте, оказалось вполне удачной. Путь на квадроциклах проложен.