Статья Анастасии Берсеневой, фото Романа Ткаченко |
|
О чумазых штурманах и сгоревших тормозах
В Сатке прошел пятый этап чемпионата России по внедорожным рейдам "ЗАХА-2003"
ЗАХА. Там было все: гонки на внедорожниках по болотам, по вырубкам и каменным осыпям, сломанные мосты и сгоревшие тормоза, вымазанные в грязи штурманы, водители с дрожащими руками - так крепко мужики сжимали руль.
Но это все лирика, которую, как любит повторять организатор ЗАХИ Евгений Шаталов, надо самому увидеть и прожить.
Поэтому вместе с журналистом, историю ЗАХИ рассказывает многократный победитель внедорожных гонок Леонид Фалкенберг. Он в качестве водителя и штурман - генеральный директор ЧелябТрансАвто Олег Васильев сумели на чемпионате обойти москвичей и екатеринбуржцев и заняли второе место.
Начало
Спорт живет, пока им интересуются. В первую очередь болельщики. Чтобы повысить зрелищность, организаторы решили провести пятый этап Чемпионата России по внедорожным рейдам "ЗАХА-2003" в Сатке. Активную поддержку болельщиков обеспечило участие экипажей спонсоров - комбината "Магнезит".
- Надо отметить уникальность соревнования, - замечает Леонид Фалкенберг. - Здесь встретились сильнейшие команды Питера, Москвы, Екатеринбурга и Челябинска. Это финальный чемпионат. У уральцев завершается сезон гонок, а у наших гостей это последний этап чемпионата России. Кстати победителями стала команда из Санкт-Петербурга.
- На триале вы были лучшими, заняли первое место. Не удивительно! Все экипажи ехали аккуратно: сначала колесом в ворота "заглянут", потом проезжают. А вы ворвались на трассу, все ворота взяли и закончили, не дождавшись финального свистка.
- На триале я распсиховался, от этого увеличилась концентрация внимания. Ведь триал к трофи-рейду никакого отношения не имеет, а машину здесь можно серьезно сломать.
- У вас - Toyota Land Cruiser. Она сильно модифицирована?
- Это рессорная, более тяжелая, но и более надежная машина. Уже заранее имеет очень хороший двигатель. Так что мы добавили только лебедки, укомплектовали хай-джеками. Из переделок, конечно, защита от ударов, изменение конструкции рулевых тяг. Полностью были заменены бампера. Самое главное - ставится резина размерностью 35-36 дюймов. Это позволяет двигаться в любых условиях: там, где трактора не ходят и "Уралы" не ездят. Еще у меня машина лифтованная - кузов приподнят. Это тоже важно для проходимости. А вообще, машину жалко только с той точки зрения, чтобы она дошла до финиша, чтобы ее хватило.
Дороги и точки
Основная зачетная дисциплина чемпионата - трофи-рейд проходила в окрестностях Сатки. Джиперы попробовали все - от болотной жижи до каменных осыпей. Зато порадовала погода. Даже утренняя изморозь на траве - все-таки Уральские горы - не умаляла хорошего настроения. Мужики смеялись: Шаталов жалуется, что слишком солнечно.
Настроение участникам также поднимали сообщения, которые приходили по интернету от болельщиков. В свою очередь, организаторы с помощью спутниковой связи, предоставленной компанией "ГЛОБАЛТЕЛ", передавали в интернет фотографии и отчеты о ходе соревнований.
Пока экипажи рубились в лесу, на главном судейском пункте разгорелась дискуссия о дорогах. На выданных участникам картах-километровках не были указаны некоторые важные трассы. И водители оказались в неравных условиях.
- А чертить дороги бесполезно, - поддержал мнение судей Леонид. - Нужно все проехать самому, треки снять, и только тогда их можно нанести на карту. А дороги как делаются. Проехал "Урал", пропахал трассу и утонул… Эта колея остается на много лет. А те, по которым десять лет никто не ездил, во-от такими березами зарастают. Мы тоже ошиблись. У нас было ощущение, что троп тут много. Тем более, деревня рядом. Не нашли, поехали сами разрабатывать. Вообще на ЗАХЕ поиск дорог был просто откровенным. Причем для всех. Кто-то свою дорогу делал, кто-то путался в оставленных следах. И сложно сказать, кто в каких преимуществах был.
- Все спорили по поводу дороги на северный судейский пункт. Как вы до него добрались?
- Ехали вместе с Андреем Коровяковским из Сатки. Он говорит: я когда-то сто лет назад тут охотился, дорога должна быть там. И рукой показал. А там вырубки. Это очень опасно. Стоит встретить хороший валун, и можно все мосты оставить. Слава богу, нам одни пеньки попадались. Проехали километр, никакой дороги нет. Попался осинник. Я заскочил в него первым и застрял. Оказалось, что в этом осиннике наклонное болото: грязь и по ней вода течет. Говорю остальным _ не ждите, езжайте. Пока я буксовал, подтянулись наши чемпионы. Макаров, Павелин и Лантух. Эта тройка прорубится сквозь все заросли. Они увидели меня сидящего, почему-то решили, что именно в эту сторону нужно ехать. Минут тридцать я буксовал. А когда выбрался, встала дилемма: либо ехать по следам Коровяковского, который более-менее знает местность, либо за Лантухом. Потому что, если там было что-то серьезное, они бы вернулись назад. Поехал за ними… Нашел просеку и выскочил на удобную дорогу до северного судейского пункта.
Ремонт и кочки
- Самая сложная трасса была на СП-южном. Ваша машина даже сильно сломалась.
- Там началась другая гонка. Очень жесткие условия. Мы три часа брали две контрольные точки на скалах. В итоге порвали передний мост - два шруса вышли из строя. На заднем мосту добрались до СП-южное. Обычно на смену шруса уходит по-разному времени. У кого - день, у кого - три часа. Мы сменили один за 40 минут. Второго не было. Нам повезло - приехал Олег Эйсмант с поломкой. У него в запаснике оказалось два шруса. Великодушно выложил оба: выбирай! В итоге мы потратили на ремонт пять часов светового дня.
- Но все-таки стали призерами! Вот что значит - не сдаваться.
- Я всегда говорю: никогда не опускай руки. Эйсмант - молодец. У него сломалась рулевая сошка. "Я, - говорит, - сижу, курю бамбук". Я ему: ты давай, туши бамбук, лучше ищи какой-нибудь выход. Дал пару шпилек, гайки. Он восстановился и вышел на третье место. Кстати время, которое ушло на ремонт, не зря потрачено. В лагере мы собрали информацию - кто, сколько точек взял, как подъезжать удобнее. Так что, когда мы выехали, у нас был четкий план действий. Правда, на одной точке мы поблудили капитально. Но там все блудили. В конце концов, мы ее нашли, но поторопились и свернули ось с заднего моста. Пришлось заблокировать мост полностью. И всю оставшуюся гонку ехали на трех колесах.
- Самая сложная контрольная точка была на курумнике - каменной реке. Вы ее брали?
- Нет, была мысль попробовать, но там очередь стояла. Москвичи по камням прыгали… Сложных точек нам и так хватило. Одна представляла собой наклоненную над водой березу. Как ни подъезжали, машина опрокидывается в воду и все. Лучшее, что можно было придумать - опрокинуться не в озерцо, а на березу. Спускаемся. Олег Васильев стоит на заднем бампере - отвешивает, чтобы машина не перевернулась, я за рулем. А кому-то надо поставить точку-печать в планшетку… Пришлось заглушить машину, выйти, проштамповать. А штурман все висит. Здесь были на грани… К следующей точке едем по глубокому броду. А на дне яма. Машину начало стаскивать. Я чувствую - уже плывем! Ну, плывем и плывем… Тихонько колесами мотаю, зацепился, начал выезжать. Оборачиваюсь, а штурман-то остался на том берегу! Стоит в реке, вода уже в сапоги наливается… Сдал задним ходом, схватил его на бампер, перевез.
- Организаторы просили в статье покритиковать их, чтобы им читать было интересно. Были недоработки с их стороны?
- Очень мало было информации о том, кто как идет, какие точки взял. Полную путаницу вносила система подсчета деления стоимости точек на количество посещенных экипажей. Непонятно - либо быстрей собирать оставшиеся точки, либо мчаться на финиш. От этого уходит спортивность. Вот на ралли по рации постоянно сообщают, кто как идет.
Жизнь в гонках
Леонид Фалкенберг - один из самых увлеченных внедорожными гонками в Челябинской области. Его сезон начинается ранней весной и заканчивается осенью, когда выпадает снег в Уральских горах. В этом году он принимал участие в десяти соревнованиях. Сумма выигрыша составила 12 тысяч долларов.
- Как раз машину восстановить! - смеется Леонид. - Хотя машина по затратам встает в 15 тысяч, так что еще работать и работать.
- Как вы пришли в движение Off-Road?
- В октябре 2000 я отдыхал в Сочи. Покупаю журнал "4х4", все иногда любят побуксовать в грязи… И читаю: в верховьях реки Ай в деревне Веселовка проходят соревнования. И фотография. А в Веселовке у меня домик-развалюха. Из его окна точно такой же вид! Познакомился с организатором - Евгением Шаталовым. Он говорит: весной будем там же готовить ЗАХУ-фестивать, приезжай. Тогда я участвовал в качестве наблюдателя. А осенью был полноценный чемпионат. Я помогал прокладывать трассу, занимался видеосъемкой. Так "заболел" соревнованиями.
- На каких гонках были в этом году?
- Началось все в Сочи 26 марта - "Змейковские водопады". В начале мая - ЗАХА-фестиваль. Через две недели - кубок Суперстроя в Екатеринбурге. Там я занял первое место. Потом соревнования "Горюшкин камень" в Каслях. До осенней ЗАХИ я считал, что это самое тяжелое соревнование в сезоне, хотя ехали развлекаться. Тем не менее, дождик покрапал, и организаторы постарались… Седьмого июля - восьмидневное соревнование "Урал-трофи". 19 июля - Омск, кубок губернатора "Пять озер". Здесь у меня первое место. Через пять дней в Перми прошло девятидневное соревнование "Евразия-трофи". В последние два дня мы с такой скоростью вдарили по болотам, что пришли на финиш в девять вечера, а все остальные только утром. Гонка проходила через четыре области. Сопровождающие нас самолеты сбрасывали послания от губернаторов. А каждый вечер назывался победитель за день, и ему вручалась маленькая медалька на ленточке. Штурману и водителю. Мы привезли 22 медали! Затем, в конце августа в Екатеринбурге была гонка "Вогульские дебри". Тоже первое место. А 20 сентября - первые соревнования "Челлендж". Это фирменная гонка Олега Майорова, руководителя Екатеринбургского Off-Road клуба. Она больше всего мне понравилась. Сделана душевно. Базовый лагерь в одной точке. Болельщики могут легко к нему подъехать. Все контрольные точки расположены не так далеко, но довольно запутано. И, самое главное, не устаешь. Каждый день соревнований - максимум в течение пять часов. А 24 часа гонки все руки отобьют от трофи…
|
|
- Что вам ближе - тяжелое бездорожье или ралли?
- Ралли, конечно, лучше - машина чистая, настроение хорошее. А на трофи, даже если первым придешь, настроение уже не то… Машина убитая однозначно. Сам тоже реабилитируешься с неделю. Но было трофи, которое закончилось горным банкетом. Организаторы заехали на "Урале" на Уреньгу, разведали местность, и на самой высоте накрыли стол. Там было картонное меню. Открываешь: икра красная, икра черная… Все в натуре! Пельмени, рагу… Мы удачно приехали часов в пять вечера, успели поужинать на фоне закате.
Статья Анастасии Берсеневой,
фото Романа Ткаченко
|