Сергей Крапивин
Фото Андрея Попова и Романа
Ткаченко
Журналисты "Челябинского рабочего" в третий раз приняли участие в соревнованиях
внедорожников "Заха". Наблюдать за "Захой" изнутри, находясь в кабине внедорожника,
оснащенного лебедкой, самовытаскивателем и прочими автомобильными прибамбасами,
стало доброй традицией "Челябинского рабочего". Мой коллега Сергей Куклев
уже дважды испытал на себе прелести этих экстрим-соревнований и фестивалей,
которые проводятся в районе деревни Веселовка. Его дурной пример оказался
заразительным. После того как спустя четыре дня и три ночи я, довольный, счастливый
и почти не простывший, вернулся с "Захи" домой, друзья спросили меня о самом
ярком впечатлении. "Общение с людьми, которые ищут и находят большие неприятности
на свою голову, получая при этом еще больший кайф", - искренне ответил я.
|
|
IХ этап Кубка России по трофи-рейдам и открытый чемпионат Челябинска по офф-роаду
(гонкам по бездорожью) "Заха-2001", в отличие от предыдущих соревнований джипперов,
был организован по новому принципу. Около 40 экипажей из Екатеринбурга, Москвы,
Питера, Челябинска и ряда других городов, вышедших на старт трофи-рейда в
районе Веселовки, ориентировались на местности не по "легенде", предложенной
организаторами из АНО "Икс-База" (она, к примеру, могла выглядеть так: проедешь
100 метров прямо, затем повернешь направо, проедешь еще пятерочку и т.д.),
а по спутникам и карте.
Почти каждая машина была оснащена системой спутниковой навигации "GPS", которая
с большой точностью позволяла определять ее положение в пространстве и путь
до той или иной точки. Соревнований по дорожному GPS-ориентированию на Урале
еще не проводилось. Джипперы от нововведения пришли в восторг. Теперь они
могли сами выбирать свой маршрут до контрольных точек, а не ездить вслепую,
высчитывая метры на бортовом компьютере. Нынешняя "ЗАХА" включала также триал
(в переводе с английского - испытание) и ночное ориентирование по дорожной
книге.
Первый пункт программы - триал, проводившийся в районе карьера "Молодежный"
в Челябинске, не стал большой проблемой для участников соревнований. Большинство
экипажей прошло его на одном дыхании, уложившись в контрольное время и задев
минимум флажков. Если кто-то и "вставал", как, например, Алексей Дудоров,
водитель экипажа "Суперстрой", (Екатеринбург), то это происходило случайно,
почти на ровном месте. Подводила машина.
Ночное ориентирование оказалось более сложным. Два экипажа сошли с трассы,
остальные после полуторачасовых блужданий вокруг одного из озер рядом с трассой
Челябинск-Златоуст в пятницу ночью благополучно добрались до финиша и стали
готовиться к главному старту - трехдневному трофи-рейду.
|
|
В субботу утром, быстренько позавтракав, все участники разбились на две группы.
Самые отчаянные приготовились к старту в категории "спорт", остальные выбрали
"рейд". "Спортсменам" предлагались более жесткие условия: экипаж должен был
состоять из двух человек - водителя и штурмана и ехать в одиночестве. В "рейде"
же разрешалось двигаться в компании с другими экипажами, которые в любой момент
могли помочь друг другу. На то, чтобы найти 25 контрольных пунктов (КП), на
которых находились обыкновенные троллейбусные компостеры и пробить на них
свой "талон", отводился 51 час. Плюс раз в сутки необходимо было заехать в
один из трех судейских парков (СП). Рассказывая о правилах гонки, главный
судья соревнований Артем Чапцов выдал шутку, которую впоследствии цитировали
многие джипперы: "В судейские парки легковые автомобили, даже если они называются
джипами, не пройдут". Это оказалось абсолютной правдой. Дорога к СП была такой
же "убитой", как дорога к контрольным пунктам.
|
|
О том, что происходило на трассе, невозможно рассказать в двух словах. По
уши в грязи мы продирались от одного КП к другому, по пять-шесть раз форсируя
встречавшиеся на пути водные преграды. После того как в очередной раз сломалась
машина "Суперстроя", к которой меня прикомандировали организаторы, я попал
в екатеринбургский экипаж "Наутилус".
Точнее, в подводную лодку марки "УАЗ". Наш водитель Сергей Иванов, штурман
Константин Сарсадский и их помощник Владимир Козлов усмиряли ее, словно взбесившегося
мустанга. Полдня мы вытягивали себя и экипажи, которые шли за нами, на хребет
Уреньга, используя весь свой джипперский арсенал, включая лебедки и мозолистые
руки. "Лебедиться" приходилось по-черному, ночью, при свете фонарей и тихом
журчании бегущих с гор потоков жидкой грязи. Спали по три-четыре часа в сутки.
Наука выживания оказалась штукой очень интересной. В судейском парке, до которого
мы таки добрались в воскресенье ночью, знакомый джиппер поделился с нами новым
секретом моющего средства "Фэйри". Оказывается, в походных условиях оно намного
эффективнее, чем мыло, смывает грязь с черных джипперских рук.
|
|
Самая большая "засада" ждала нас в последний день "Захи". Когда уже хотели
выдвигаться в базовый лагерь, у "подводной лодки" сломался задний мост. Впрочем,
экипаж "Наутилуса" это ничуть не смутило. Костя, как всегда, произнес сакраментальную
фразу "Нам ли жить в печали?!". После этого мы спокойно пообедали и начали
устранять поломку. В лагерь приехали уже затемно, в аккурат к началу награждения,
на котором нам, похоже, ничего не светило. Штраф за опоздание не позволил
"Наутилусу", ехавшему в категории "рейд", попасть в призеры.
А победили в обеих категориях ("спорт" и "рейд") московские и екатеринбургские
экипажи, ехавшие в основном на "УАЗах". Организаторы раздали несколько весьма
оригинальных призов. За большой вклад в развитие джипперского движение был
отмечен легендарный экипаж "Титаник". Его наградили бутылкой одноименного
молдавского вина.