Где блуждал биоробот? |
|
Сергей КУКЛЕВ
Веселовка-Челябинск
Трое суток под открытым небом, облупившиеся от загара носы,
десятки метров фотопленки и тонны неизгладимых впечатлений. Таким для нас с
фотокором Александром Кондратюком запомнился джип-фестиваль "ЗАХА - Блуждающий
биоробот `2001":
Свою историю ЗАХА начала в 1999 году, когда состоялся первый открытый чемпионат
Челябинска по офф-роаду. Тогда погонять по бездорожью собрались человек тридцать.
Нынешняя ЗАХА собрала почти полторы сотни участников и сочувствующих. Отныне
ЗАХА официально включена во всероссийскую сетку соревнований автомобилей внедорожного
класса. Городов, которые проводят такие мероприятия, немного: Москва, Санкт-Петербург,
Екатеринбург. Теперь и Челябинск.
началась ЗАХА-ББ как обычно - с театральной площади Челябинска под песни казацкого
хора и бой курантов. Сразу стало ясно, что без серьезной организации и поддержки
спонсоров не обошлось. Их гордые имена, многократно усиленные динамиками,
ежеминутно разносились над площадью. Не могу не познакомить с ними читателя
и я. Бессменными организаторами всех "зах" являются челябинская ПО "УАЗ Автотехобслуживание"
и Клуб экстремальных видов спорта "X-Bazza". Спонсорами фестиваля выступили
Торговый дом "Формула-1" и магазин "Спортивный стиль". Честь им и хвала, а
нам пора ехать:
Колонна из нескольких десятков УАЗов, "Нив" и трогательно потертых иномарок
в сопровождении патрульных машин несется по городу. 9 мая, народ на улицах
в предвкушении праздника радостно воспринимает происходящее. В воздух летят
кепки, залпы шампанского и витиеватые словесные конструкции... Головная машина
достигла трассы "Молодежная", когда хвост колонны только поворачивал в сторону
ЧМЗ. Что ни говори, а нынешняя ЗАХА прошла с размахом.
Организаторы
начинают триал. По сравнению с прошлым годом правила несколько изменены: "На
искусственно подготовленной кольцевой трассе стартуют два автомобиля одновременно.
Равенство условий достигается тем, что после 1-го круга участники переходят
на круг соперника. Результат в паре определяется по тому, кто первый пересек
линию финиша. Соревнования проводятся по кубковой системе" - так это звучит
официально. На самом деле восторгу нет предела - легендарная "Молодежная" нисколько
не сгладила свой профиль, за что вновь любима самыми бесшабашными и безбашенными
участниками. Любовь
крутили долго. УАЗы вставали на дыбы и рвали шинами рельеф, чтобы тут же вползти
на предельной крутизны "качели" и снова упасть в объятья "Молодежной". Операторы
и журналисты местных СМИ успели вдоволь наснимать и наговорить в камеры. А в
итоге выяснилось, что челябинские джиперы Андрей Устинов и Андрей Бурнашов заняли
третье место. Чего им это стоило, одному Богу известно, потому как препятствия
они преодолевали на "Ниве", машине, безусловно хорошей во всех отношениях, но
имеющей несравнимо меньший дорожный просвет, чем УАЗ.
1-е место вырвали тюменцы Андрей Чемякин, Антон и Герман Пермяковы, тот самый
экипаж, в составе которого я куролесил на прошлогодней ЗАХЕ. А 2-е место досталось
Алексею Заславскому и Сергею Горну из Екатеринбурга. После триала машины вышли
на Уфимский тракт и направились в сторону деревни Веселовки. Там и разыгралась
мистерия бездорожья - как водится, ночью, при призрачном свете смолистых костров
и галогенных фар:
Прелесть ночного этапа ЗАХИ в том, что никто не знает, где организаторы проложили
трассу. Может быть, придется наматывать круги близ заброшенной свинофермы, а
может, уходить все дальше в ночь. Нитью Ариадны служит легенда в руках штурмана,
а в ней - лишь контрольные пункты, приметы и расстояния. Фокус в том, что ориентироваться
можно только по показаниям спидометра, а он показывает не только реально пройденное
расстояние, но и то, которое колеса намотают по жидкой грязи. Основные фары
довольно быстро покрываются непрозрачной коркой, поэтому на крышу внедорожника
обязательно устанавливаются и дополнительные источники освещения. Участники
заезда выпускаются на трассу по очереди, но это не спасает их от неожиданных
встреч в лесу. В
общем, к утру все призовые места захватили джиперы из Екатеринбурга. 1-е место:
Алексей Дудоров, Николай Лантух, Дмитрий Минаков, 2-е место: Алексей Заславский,
Сергей Горн, 3-е место: Николай Уфимцев, Дмитрий Чуемов. Стоит ли говорить,
что все на УАЗах.
:Рассвело. В тихом лагере экстремалов почти все спят, только слышно, как отваливаются
куски высохшей грязи из-под днищ натруженных автомобилей. Над палаточным городком
зависли на растяжках искореженные кузова несерьезных легковушек - постарались
организаторы, вроде как предостережение: такие здесь не ездят. В низинке стоит
трофи-бар и сцена - фестиваль все-таки. Главным массовиком-затейником ЗАХИ-ББ
стал известный панк, а ныне преподаватель Челябинской государственной академии
искусства и культуры Сергей Лукашин. Известен он прежде всего тем, что в свое
время организовал нашумевшую группу "Водопад им. Вахтанга Кикабидзе", а также
тем, что в свои зрелые годы сохранил озорство мысли. Вместе с Лукашиным к
Веселовке подтянулись группы с говорящими названиями "Экстаз" и "Солярка".
Вот они-то вечером и дали жару. Как сказал бы критик, были исполнены авторские
произведения оригинального жанра в сопровождении ансамбля и без такового (это
Лукашин выступил). В разгар веселья и после того, как отзвучал гимн ЗАХИ:
"В какое же светлое завтра
Готов ты еще рвануться,
Блуждающий Биоробот,
Ну надо же так..."
самым
достойным были присуждены пожизненные титулы "Звери бездорожья", а новичкам,
впервые прошедшим трассы, - звание "Джипер". С гордостью могу сказать, что этого
звания удостоился
и корреспондент "Челябинского рабочего". Нас вывели на сцену, где двое "зверей"
держали на весу воплощение экстрима - полутораметровый "хай-джек". Недолгая
напутственная речь, и вот мы, преклонив колено, целуем домкрат. Теперь мы "джиперы":
"Почти, - поправляют "звери", - осталось окунуться в реку". Недолгий стриптиз,
ледяная стынь Ая, боевые сто грамм - и ты тоже герой:
Вот, кстати, вопрос на засыпку: почему "Блуждающий Биоробот"? Можно было бы
недальновидно предположить, что так выглядит джипер после ночных посиделок,
бредущий к своей палатке "на автопилоте". Однако это не так. Сдается
мне, что биороботом вполне можно назвать водителя, слившегося со своей машиной,
а блуждать ему приходится по определению. Такую картину можно было наблюдать
во время прохождения "Квест-трофи-рейда". Смысл этого испытания в том, что экипажи
сбивали в команды, каждой из которых выдавалось свое задание. Квест проходил
недалеко от лагеря, и его вполне можно было наблюдать, потягивая кофе у палатки.
Но наш фотокорреспондент не усидел на месте и
отправился преодолевать препятствия вместе с участниками. Результат - перед
вами. Мне остается добавить, что квест стал квинтэссенцией командного духа ЗАХИ
именно тем, из-за чего обычные с виду люди бросают все дела и каждый год мчатся
на латаных-перелатаных машинах в Челябинск. Офф-роад - это не спорт богатых,
как думают многие. Это готовность всегда подставить плечо. Ведь каким бы крутым
ни был водитель и его машина, в одиночку джип из болота не вытянешь. Поэтому-то
мне особенно приятно, что в команде, победившей в трофи-рейде, оказались челябинцы
Дмитрий Щербаков и Анна Заборская. Вместе с тюменцами Александром Гловатским,
Александром Тюменцевым, Максимом Назаровым, екатеринбуржцами Алексеем Дудоровым,
Николаем Лантухом и Дмитрием Минаковым они с честью прошли все испытания.
А в абсолютном зачете на пьедестале почета "бесчинствовал" Екатеринбург.
1 место: А. Дудоров, Н. Лантух, Д. Минаков.
2 место: А. Заславский, С. Горн.
3 место: Н. Уфимцев, Д. Чуемов.
И знаете, что я подумал? Пусть медали уехали чуть северней, зато ЗАХА навсегда
останется в Челябинске!
Краткий словарь понятий
"ЗАХА" - челябинские покатушки по бездорожью. Проводятся дважды в год.
"Джипер" - тот, кто ездит на джипе, но не пользуется сотовым телефоном
во время движения.
"Офф-роад" - в переводе с английского "вне дороги", по-нашему - обычное
состояние российских дорог в межсезонье.
"ТРИАЛ" - опять же от английского "испытание". Место, где джиперы видны
зрителям, в Челябинске - трасса "Молодежная".
"Трофи-рейд"
- "поход за трофеем" (англ:). Обширная территория, где джиперов не видно,
зато слышно, часто непечатно.
"Хай-джек" - домкрат. Может поднять танк, слона или небольших размеров
самолет. Дорогой и длинный.
"УАЗ" - хорошая машина.
"Легенда" - обращение организаторов соревнований к участникам с наилучшими
пожеланиями.
"А судьи кто?" - обычный вопрос неоперившегося джипера, застрявшего
в болоте.
|