Устойчивость автомобиля Что такое устойчивость? Это способность автомобиля выдерживать заданное направление в разнообразных дорожных условиях без опрокидывания и бокового скольжения колес. Особенно важно это свойство при движении по скользкой дороге, где чаще всего происходит заносы, опрокидывания автомобиля, нередко кончающиеся большой бедой. Устойчивость зависит от ряда конструктивных параметров автомобиля, а также от умения водителя правильно управлять им в движении. Она может быть продольной, поперечной и боковой.
|
Рис.5. Обеспечение продольной и поперечной устойчивости |
Под продольной устойчивостью понимается способность автомобиля двигаться
в различных дорожных условиях без опрокидывания относительно передней или задней
оси или скольжения на подъеме.
Поперечная устойчивость – это способность автомобиля двигаться по дорогам
различного качества без опрокидывания относительно правых и левых колес или
при отсутствии бокового скольжения.
Под боковой устойчивостью понимается способность автомобиля двигаться без заноса задней части вправо или влево от оси движения, особенно на скользких дорогах при движении с повышенной скоростью и резком торможении. Оценивается она коэффициентом боковой устойчивости против опрокидывания автомобиля и определяется по формуле: ŋ = В/2hg; где: В – колея автомобиля в мм; hg – высота центра тяжести в мм;
ŋ – коэффициент боковой устойчивости.
|
Рис. 6. Потеря продольной и поперечной устойчивости |
Во время движения по прямой продольная и поперечная устойчивость будет обеспечена,
если линия действия силы тяжести* не выходит за пределы периметра точек опоры
автомобиля (рис. 5 а и б).
Однако важно отметить, что автомобиль может потерять продольную (произойдет опрокидывание относительно задних колес) и поперечную устойчивость (опрокидывание через колеса левой стороны), если линия действия силы тяжести пересекается с поверхностью дороги за пределами площади, ограниченной точками опоры колес (рис. 6 а и б).
|