Факторы устойчивости Устойчивость движущегося автомобиля зависит от следующих факторов: 1) веса автомобиля и высоты центра тяжести его, базы и ширина колеи; 2) размера шин, их конструкции и состояния; 3) радиусов кривизны дороги и состояния ее поверхности; 4) конструкции и регулировки тормозов; 5) скорости и направления движения; 6) умения управлять автомобилем. Испытаниями установлено: чем выше расположен центр тяжести автомобиля и чем меньше колея, тем скорее произойдет опрокидывание. Для повышения устойчивости автомобиля колея должна быть широкой, а центр тяжести расположен низко (см. таблицу 5).
Таблица 5
Водителю необходимо помнить, это, так как наличие груза в кузове, особенно крупногабаритного, - контейнеров, тюков, прессованного сена и т. д. – увеличивает высоту центра тяжести, тем самым снижая устойчивость. С такого рода грузами надо ехать на небольших скоростях, стараться резко не тормозить на крутых поворотах. А может ли произойти опрокидывание на небольших скоростях? Да, может, если дорога с боковым уклоном, а груз расположен в одной стороне кузова. Чаще всего опрокидывание происходит при резком торможении на большой скорости движения. На повороте существенного значение для устойчивости машины имеют не только скорость движения и радиус поворота, но и скорость поворота управляемых колес. Резкий поворот колес может в определенных условиях явиться основным фактором, вызывающим нарушение устойчивости автомобиля. У современных автомобилей, имеющих сравнительно низкое расположение центра тяжести и широкую колею, опрокидывание без предварительного бокового скольжения (заноса) бывают очень редкими. Они могут произойти лишь с автомобилями, нагруженными большегабаритными грузами, расположенными высоко над кузовом на неблагоустроенных дорогах с большим поперечным уклоном. Случаи же бокового скольжения (заноса) и опрокидывания автомобилей при неосторожном движении по скользким, мокрым и обледенелым дорогам бывают значительно чаще. Максимальную допустимую скорость движения автомобиля на поворотах до появления бокового скольжения можно определить по следующих формуле: Vс = √ gφR, где: Vс – максимальная скорость на повороте до появления опасности бокового скольжения автомобиля в м/сек; g – ускорение силы тяжести в м/сек2; φ – коэффициент сцепления колес с грунтом; R – радиус поворота автомобиля в метрах. Во всех случаях при заносе на автомобиль действует боковая (поперечная) сила, которая возникает от неровностей дороги или неравномерного сцепления шин с дорогой. Боковая сила появляется при всяком отклонении автомобиля от прямолинейного направления. В тех случаях, когда машина движется по кривой, возникающую боковую силу называют центробежной силой. В результате действия центробежной силы при резком повороте на большой скорости автомобиль может опрокинуться. Максимальная скорость движения на повороте до опрокидывания определяется по формуле: Vmax = √ g RB/2hg, где: Vmax – максимальная скорость движения на повороте до появления опрокиды- вания автомобиля; g – ускорение силы тяжести в м/сек2; R – радиус поворота в метрах; В – колея в метрах; hg – высота центра тяжести в метрах. Величина центробежной силы увеличивается вчетверо, если скорость увеличивается вдвое и т. д. Так как в процессе заноса радиус поворота все время уменьшается, то величина центробежной силы возрастает, увеличивая тем самым интенсивность заноса.
Следовательно, если занос начался, то он будет прогрессивно нарастать. В этом
случае необходимо срочно принять нужные меры, иначе может произойти опрокидывание
автомобиля.
|
Рис.7. Действие водителя для вывода автомобиля из заноса |
Наиболее легким и эффективным способом вывода автомобиля из заноса является
следующий (рис. 7). Когда появился занос задних колес, водитель немедленно отпускает
тормоза и резко поворачивает руль в сторону заноса, а затем, как только автомобиль
выровняется, быстро возвращает руль в прежнее положение. Если быстро не выполнить
этот прием, то занос продолжится, и автомобиль будет вращаться до тех пор, пока
не остановится под влиянием силы трения колес о дорогу или при ударе о препятствие.
Если удар скользящих колес сильный или колеса попали на участок с более высоким
сопротивлением скольжению, то автомобиль опрокинется в результате действия на
него пары сил (рис. 8).
|
Рис. 8. Действие пары сил на автомобиль при опрокидывании,
после потери боковой устойчивости |
Сила сопротивления скольжению левых колес направлена в сторону, противоположную скольжению, а центробежная сила приложена в центре тяжести автомобиля, опрокидывает его вокруг левых колес. Для безопасного вождения на высоких скоростях водитель должен стремиться к повышению устойчивости своего автомобиля. Это достигается увеличением веса автомобиля, понижением центра его тяжести, удлинением базы и расширением колеи, а также правильный регулировкой тормозов и соблюдением скорости, соответствующей состоянию дороги.
|