Проходимость автомобиля Проходимость – это эксплуатационно-техническое свойство, определяющее возможность использования автомобиля по бездорожью и на дорогах с покрытием, находящимся в плохом состоянии. Все автомобили должны в значительной мере обладать хорошей проходимостью, а для машин, которые систематически работают в трудных дорожных условиях, такое свойство имеет первостепенное значение. От проходимости зависит средняя скорость движения, производительность и сохранность автомобиля, безопасность движения и другие немаловажные факторы. Сейчас пока еще не установлен единый параметр, который позволил бы точно и полно оценить проходимость автомобиля в различных дорожных условиях. Однако уже известно, что для хорошей проходимости автомобиль должен обладать хорошими тяговыми свойствами, а также иметь достаточно крепкие детали и механизмы ходовой части. Кроме того, выявлен ряд измерителей, которые в достаточной мере определяют возможности преодоления препятствий автомобилем. К основным измерителям необходимо отнести следующие:
1. Расстояние между низшими точками автомобиля и дорогой (дорожный просвет).
Чем больше это расстояние, тем безболезненнее автомобиль будет преодолевать
неровную дорогу, не рискуя задевать за кочки, камни, пни и т. д. Этим самым
исключается возможность повреждения отдельных деталей шасси. У всех автомобилей
наиболее низкими точками шасси являются картер маховика, передняя и задняя оси.
Происходит много случаев, когда низкие части повреждаются, наскакивая на камни.
Это чаще бывает в горных каменистых районах.
|
Рис. 9. Определение наименьшего дорожного просвета между
нижней точкой шасси и дорогой |
Расстояние от низших точек автомобиля до поверхности дороги у большинства легковых
автомобилей составляет 180-250 мм, а у грузовых – 250-325 мм (рис. 9, таблица
6).
Таблица 6
2. Радиусы продольной и поперечной проходимости. Это второй показатель,
определяющий проходимость автомобиля по пересеченной местности. Необходимо различать
нижний и верхний радиусы продольной проходимости, а также радиус поперечной
проходимости.
Нижний радиус продольной проходимости – это радиус дуги окружности, проведенной
касательно к передним и задним колесам и нижней точкой между ними (рис. 10).
|
Рис. 10. Определение радиуса продольной проходимости автомобиля |
Верхний радиус продольной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной
касательно к передним и задним колесам и выступающей передней или задней частью
автомобиля.
Радиус поперечной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной касательно
к передним или задним колесам автомобиля и нижней точкой между ними соответствующей
оси (рис. 11).
|
Рис. 11. Оыпределение радиуса поперечной проходимости |
Чем меньше радиусы продольной и поперечной проходимости, тем большая способность
автомобиля преодолевать рвы, крутые мосты, бугры цилиндрической формы, кюветы
и т. д. без задевания за своими низшими точками.
3. Передний и задний углы проходимости. Это углы образуются между опорной
плоскостью дороги и касательными, проведенными из крайних точек, выступающих
спереди и сзади частей автомобиля к переднему и заднему колесам (рис. 12).
|
Рис. 12, Определение пережднего угла въезда и заднего угла
съезда автомобиля |
Чем больше величина переднего и заднего углов проходимости, тем выше проходимость
автомобиля при переезде через канавы, выступы, бугры и другие препятствия, которые
могут встретиться в пути.
4. Удельное давление колес на опорную поверхность. Определяется эта
величина делением нагрузки, приходящейся на соответствующее колесо, на площадь
отпечатка шины.
g = G/F кг/см2, где: G – вес, приходящийся на колесо в кг; F – площадь отпечатка шины в см2;
Давление колес на опорную поверхность имеет большое значение для проходимости
автомобиля, в особенности при движении его по песку, снегу, пашне, грязи, болоте
и т. д. (рис. 13). Чем меньше давление колес, тем меньше глубина образуемой
колеи, следовательно, меньше сопротивление движению и больше проходимость автомобиля.
|
Рис. 13. Средние удельные давления лыжника, пешехода, легкового
автомобиля. |
5. Сцепление ведущих колес с дорогой. Часто на скользких дорогах с обледенелым
дорожным покрытием, а также на дорогах с глинистым грунтом, черноземом происходит
буксование ведущих колес.
Колеса буксуют в том случае, когда тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных дорожных условиях, превосходит максимально возможное значение реакции между ведущими колесами и дорогой. Условия движения без буксования определяются следующим выражением: Gв ∙ φ > P, где: Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; φ – коэффициент сцепление шин с дорогой; Р – тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных условиях. Для сравнения проходимости автомобилей в части их предрасположения к буксованию ведущих колес используется следующая зависимость: Dφ = Gв/Ga ∙ φ, где: Dφ – сцепной фактор автомобиля; Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; Ga – полный вес автомобиля; φ – коэффициент сцепления; (φ = 0,1, что соответствует движению автомобиля по обледенелой, наиболее скользкой дороге). Следует отметить, когда значение Dр больше, то автомобиль меньше предрасположен к буксованию колес и застреваниям и хорошо преодолевает подъемы на скользкой дороге.
6. Радиус поворота автомобиля. Чем меньше радиус поворота автомобиля,
тем удобнее водителю маневрировать при езде по дорогам с большим количеством
поворотов и препятствий (рис. 14).
|
Рис. 14.Схема поворота автомобиля |
7. Максимальная высота автомобиля (или расстояние от высшей точки автомобиля
до плоскости опоры колеса).
Это качество важно главным образом автобусам, предназначенным для работы в городских условиях, где им приходится проезжать под мостами и другими сооружениями. К оценке проходимости относятся и такие измерителя, как вес автомобиля и его распределение по осям, высота центра тяжести, габариты, высота расположения механизмов, ограничивающих глубину преодолеваемого брода, возможность преодолевания препятствий: вертикальных стенок, рвов и т. п. Приведенными выше измерителями свойство проходимости автомобиля не исчерпывается полностью, но уже в достаточной мере определяет его.
|