Вождение автомобиля в дождь
Так же как при густом тумане, в сильный дождь движение автомобилей затруднительно. Резко ухудшается видимость, сужается поле зрения водителя. Во время сильных дождей большинство проселочных дорог и участков местности, особенно с глиняным и черноземным грунтом, становятся труднопроходимыми. На дорогах образуются глубокие колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению. Кроме того, при сильном дожде значительно снижается сцепление колес с дорогой и увеличивается тормозной путь. Опытами установлено, что в начале дождя коэффициент сцепления уменьшается почти вдвое из-за того, что дорожная пыль, смоченная водой, превращается в жидкую грязь, по которой скользят колеса. При продолжительном дожде грязь смывается, и коэффициент сцепления несколько повышается. При движении в дождь нужно, прежде всего, включить стеклоочистители и ехать на скорости не более 20 км/час. Напомним, что щетки должны перемещаться быстро с частотой не менее двух качений в секунду. Медленно двигающиеся щетки надолго перекрывают отдельные зоны обзора. Встречаемые на пути движения лужи лучше объехать (под водой могут оказаться крупные камни, канавы и т. п.) или проезжать с пониженной скоростью. Для остановки автомобиля на мокрой дороге необходимо: 1) снизить скорость движения до 15 км/час; 2) плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления; 3) перед самой остановкой выключить сцепление. Для быстрой остановки автомобиля следует: 1) прекратить нажимать на педаль дроссельной заслонки; 2) не выключая сцепления, быстро выжать тормозную
педаль на ½ — ¾ ее хода и отпускать до ¼
хода, не доводя колеса до блокировки;
3) нажимать и отпускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой выключить сцепление. Если при торможении колеса заблокировались, значит, поглощения кинетической энергии движущегося автомобиля за счет тормозных накладок о барабаны уже не происходит, а вся энергия поглощается через небольшую площадь соприкосновения шин с дорогой. Энергия поглощается медленней и тормозной путь скользящего автомобиля увеличивается. Автомобиль с заблокированными колесами, скользящий по дороге, уподобляется саням с резиновыми полозьями. При «юзе» часто возникает потеря устойчивости, занос автомобиля, потеря управления. Если начался занос по причине блокировки колес, нужно 1) немедленно отпустить педаль тормоза; 2) повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении движения автомобиля; 3) слегка нажать на педаль дроссельной заслонки. При небольшом увеличении числа оборотов двигателя, подводимое к ведущим колесам тяговое усилие препятствует боковому скольжению автомобиля, вызванному тормозной силой); 4) выровнять рулем автомобиль. Помните, что пользоваться ручным центральным тормозом на мокрой, скользкой дороге не рекомендуется, так как его действие вызывает блокировку колес. С наступлением темноты в дождливую погоду надо быть особенно осторожным, так как в сумерках из-за преломления лучей света в дождевых каплях на ветровом стекле значительно ухудшается видимость.
|