Интернет-журнал о джиперах, бездорожье и внедорожниках
Создан в 1999 году.
 
 OFF-ROAD74.RU
Победитель Интернет-магазин
школа
новости
видео
трофи-рейды
джип-спринты
триалы
экспедиции
ЗАХА
off-road клуб
внедорожники
магазин
автосервис
продаются автомобили и запчасти

продаются внедорожники

Реклама:

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Преодоление водных преград

Современным машинам, обладающим высокой проходимостью, так называемым «вездеходам» порой не страшны мелкие речушки, ручьи, наполненные водой овраги. Но водителям даже этих машин следует помнить старую пословицу: «Не лезь в воду, не разведав броду». И в самом деле, преодолевать водную преграду не так просто. Водителю нужен определенный опыт, сноровка. Нужно и автомобиль соответственно подготовить. А перво-наперво произвести разведку водной преграды.

Разведка брода. Чтобы преодолеть реку, надо найти мелководный участок, который можно переехать по дну. К нему вас могут привести тропинки и дороги, подходящие к реке с обоих берегов. Признаками брода могут быть желтоватый цвет воды, значительное уширение реки, особенно на прямых участках, мелковолнистая поверхность воды и пологие берега реки, лишенные растительности.

Опасайтесь болотистых мест, заросших тиной, осокой, камышом: они, как правило, не пригодны для переправы вброд, тут наверняка встретите топкое дно.

Что надо выявить, произведя разведку?

Прежде всего, определить глубину и ширину реки, скорость и направление течения, состояние грунта на местах съезда в воду и выхода автомобиля на противоположный берег. Инструментами разведки могут служить заостренный шест или штыковая лопата.

Разведав водное препятствие, надо решить, можно ли сразу спускаться в воду или же произвести дооборудование брода – очистить дно от камней и коряг, заровнять отдельные глубокие места: ямы, выбоины, срезать крутости берегов. Возможно потребуется съезд в реку и выезд из нее укрепить подручными материалами, а направление и границы брода обозначить вехами. Когда решение принято, все подготовительные работы проведены, можно начинать движение.

В составе колонны обычно разведка брода производится на высокопроходимой машине (тягаче), снабженной лебедкой. Трос лебедки в данном случае заблаговременно закрепляют на берегу за якорь, дерево и т. п. Автомобиль-разведчик в воде должен двигаться на пониженной передаче и в конце каждого разведанного участка пути останавливаться (без выключения двигателя). При этом дно реки тщательно прощупывается вехой.

Ну, а если автомобиль в воде забуксовал, его следует выводить на берег при помощи лебедки. Важно помнить, что глубина брода, при которой возможна переправа, зависит от конструкции автомобиля и, конечно, скорости течения воды. Если она не превышает 2 м/сек и дно брода при этом имеет твердый грунт, рекомендуем пользоваться нижеприведенной таблицей.

Таблица 10

Марки автомобилей

Глубина преодолевамого брода в метрах

М-21 «Волга»

0,50

Москвич-407

0,50

ГАЗ-69

0,60

ГАЗ-51А

0,65

ГАЗ-66

0,8*

ГАЗ-63

0,8*

ЗИЛ-157

0,85

ЗИЛ-164

0,80

МАЗ-200

1,00

КРАЗ-214

1,00

* Если снять ремень вентилятора, то глубина преодолеваемого брода увеличится  до 1 м.

Подготовка автомобиля. Для успешной и безопасной переправы вброд необходимо специально подготовить автомобиль с целью предотвратить попадание воды в двигатель и агрегаты силовой передачи через неплотности в соединениях и сапуны. Прежде всего, нужно снять ремень вентилятора, чтобы не повредить его лопасти и радиатор. Перед нижней частью радиатора установить лист фанеры, закрыть жалюзи и временно поднять выше аккумуляторные батареи (если они расположены ниже уровня воды). Необходимо также принять меры к тому, чтобы вода не попала в распределитель, отверстие масляного щупа, патрубки для заправки маслом, не забрызгала свечи зажигания.

Если приходится преодолевать водные преграды повышенной глубины, то в таких случаях двигатель, агрегаты и узлы автомобиля полностью герметизируют. Для надежной герметизации отдельных механизмов и приборов обычно используются специальные приспособления, различные пробки, заглушки, в частности, хорошо размятый пластилин или специальная замазка, состоящая из равных частей пластилина и воска, изоляционная лента, солидол и т.п.

В первую очередь надо произвести герметизацию поддона картера и приборов электрооборудования. Водонепроницаемость крышки люка, служащего для установки зажигания по меткам маховика, осуществляется при помощи специальной металлической заслонки и солидола; контрольное отверстие бензонасоса закупоривается деревянным стержнем. Отверстие прерывателя-распределителя закрывается конусной деревянной пробкой, а герметичность прилегания крышки прерывателя-распределителя к его корпусу осуществляется при помощи замазки и изоляционной ленты. Маслоналивная труба двигателя, отверстие масляного щупа, генератор, свечи зажигания, топливные баки герметизируются изоляционной лентой и резиной; картеры ведущих мостов предохраняются от попадания воды с помощью уплотнительных колец, набивки смазки и т. п.

Для герметизации проводов высокого напряжения на каждый провод надевают резиновую трубку диаметром около 15 мм. Концы трубок плотно затягивают на стержнях свечей и на бобышках крышки прерывателя-распределителя.

Исключить попадание воды в двигатель можно также удлинением выпускной трубы. При этом отверстие выпускной трубы должно быть выше уровня воды.

Помните, тщательная герметизация агрегатов и систем автомобиля обеспечит успешное преодоление водных преград повышенной глубины.

Преодоление реки. Спускаться в реку нужно медленно и осторожно, по обозначенному заранее вехами маршруту, под некоторым углом к берегам реки, по течению. Движение автомобиля через реку необходимо осуществлять плавно, без рывков, на первой передаче. Обороты коленчатого вала двигателя при этом рекомендуется поддерживать большими, во избежание попадания воды в глушитель. Автомобиль нужно вести так, чтобы не создавать сильной волны, которая может залить двигатель.

Во время преодоления брода не следует переключать передачи, по возможности избегайте поворотов. Категорически запрещается останавливаться и выключать двигатель, когда автомобиль находится в воде. Если он заглохнет, то запустить его не удастся, так как глушитель быстро заполняется водой.

Остановка автомобиля во время движения вброд опасна и тем, что колеса быстро погружаются в грунт. В результате этого происходит вымывание грунта из-под колес потоком воды и очень трудно в последствие вытащить застрявший автомобиль.

Выезжая из воды на противоположный берег, следует плавно увеличить обороты двигателя, чтобы двигатель не заглох. Резкое же увеличение оборотов может вызвать пробуксовку колес автомобиля. В крайнем случае, если при выезде на берег произойдет буксование колес, то следует плавно осадить автомобиль в воду и повторять маневр, изменив немного направление движения.

После преодоления реки нужно остановить автомобиль и тщательно осмотреть двигатель. Убедиться, не попала ли вода в агрегаты трансмиссии, и если да, вылить ее и заправить агрегаты вновь. Затем установить на свои места ремень вентилятора, аккумуляторные батареи и т. п.

На первом километре движения следует периодически легко притормаживать, чтобы прогреть и просушить намокшие во время переправы тормозные колодки. Помните, что после переправы вброд тормоза работают значительно хуже, так как попавшая между тормозными колодками и барабаном вода является своего рода смазывающей средой, которая снижает тормозной эффект. Убедившись в нормальной работе тормозной системы, притормаживание можно прекратить.

Переправа вброд может осуществляться колонной. В этом случае очередной автомобиль въезжает в воду лишь после того, как впереди идущий автомобиль выедет на противоположный берег. При переправе вброд автомобильной колонны на обоих берегах ставятся регулировщики, а также выделяется дежурный тягач.

Преодоление рек (озер) по льду. Нередко водителям приходится преодолевать замерзшие реки и озера. Дело это нелегкое и требует большой осторожности и знания определенных способов. Игнорирование их может привести к печальным последствиям. Как же проехать зимой реку или озеро? Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов.
Рис. 30. Промер толщины льда

При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой. Считается, что лед не зависает, если вода в лунках выступает на 0,8-0,9 толщины льда. Если при проверке окажется, что лед зависает, то переправа в этом месте опасна. Затем следует установить, нет ли больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить (при необходимости) место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности льда через 15-25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки или лопаты (рис. 30). Причем в расчет берут его наименьшую толщину и учитывают только чистый сплошной слой стекловидной формы.

Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2 тонн. Утолщение льда на каждые 5 мс допускает увеличение нагрузки на одну тонну. А если толщина льда более 30 см, при увеличении ее на каждые 5 см допускается увеличение общей нагрузки на 2,5 тонны. Зависимость между толщиной льда (чистого) и допустимой грузоподъемностью для безопасного переезда по льду приведена в таблице 11.

Таблица 11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯАВТОМОБИЛЕЙ

Общий вес автомобиля

2 тонны

3 тонны

5 тонн

7,5 тонн

10 тонн

20 тонн

Толщина льда в см

15-16

20

30

35

40

60

Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину кристаллического льда по формуле:

а = 11 √ Q,

где:

а – толщина льда в см;

Q – полный вес автомобиля в тоннах.

Для безопасной переправы автопоездов по льду рекомендуется, чтобы расстояние между тягачом и прицепом было равно:

L = ½Q + 6 м,

где:

L – расстояние в метрах;

Q – полный вес автомобиля в тоннах.

В том случае, когда сцепные устройства не обеспечивают такой длины, расчет грузоподъемности льда необходимо определять на суммарный вес тягача и прицепа. Если лед не выдерживает расчетной нагрузки, то можно использовать длинный стальной трос.

Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30%.

Если толщина льда недостаточна для переправы, лед в полосе переправы при необходимости можно усиливать намораживаением (или деревянными настилами). Но это следует делать при температуре воздуха ниже  – 10оС, если температура выше, намораживать лед нецелесообразно. Допускается усиливать только тот лед, толщина которого не менее половины предельно допустимой, т. е. не менее 30 см для автомобилей средней грузоподъемности и не менее 40 см для автомобилей большой грузоподъемности.

Полосу переправы не льду необходимо предварительно расчистить от снега. По ширине она должна быть 10-15 м. Нередко поверхность льда приходится расчищать от бугров, наростов. Крутые сходы на лед и выезды с него рекомендуется посыпать песком, шлаком и т. п.

Во избежание буксования колес автомобиля рекомендуется на льду оставлять слой снега около 10 см (если он рыхлый) и около 5 см (если слежавшийся). При отсутствии снега на льду можно заблаговременно посыпать трассу песком, шлаком, а также надеть на ведущие колеса автомобиля мелкозвенчатые цепи противоскольжения.

Техника движения по льду. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя.

Движение по льду производится с обеими открытыми дверцами кабины. Людей высаживают из кузова автомобиля и кабины и они пешим порядком переправляются на противоположный берег. По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременных остановок автомобиля. Водителя не должен пугать треск льда или выступающая из-под него вода. В случае появления на льду трещин шириной до 3 см и длиной до 70 см, а также сильного прогиба во время движения, необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны.

Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.

При переправе по льду автоколонны устанавливается очередность движения и дистанция между автомобилями, которая должна быть не менее 30-40 м. Движение автомобилей по льду допускается только в одном направлении и в один ряд. Объезд остановившегося на льду автомобиля запрещен.

Переправа по льду во встречном направлении допускается на расстоянии не ближе 70-100 м от основной.

По непрочному льду рекомендуется переправляться так: взять буксирный трос, закрепить его одним концом за крюк движущегося автомобиля, а другим – за крюк автомобиля, стоящего на берегу.

Контрольную проверку прочности льда производить нужно и в том случае, если водителю придется двигаться уже по использованной ранее ледяной переправе.

 
 

Омский клуб 4х4 
«Пермский клуб любителей бездорожья» 
Клуб "Bronco-спорт Челябинск" 
"НиваКлуб Екатеринбурга" 
Иркутский off-road клуб "Протектор" 
Алтай OFF ROAD

 
 
 
 




Дизайн:
Анна Данилова © 2001

Реставрация сайта и поддержка: Андрей Петрович Попов (papex.ru). 2024


наверх
назад
написать письмо
на первую страницу
Off-road74.ru