Интернет-журнал о джиперах, бездорожье и внедорожниках
Создан в 1999 году.
 
 OFF-ROAD74.RU
Победитель Интернет-магазин
школа
новости
видео
трофи-рейды
джип-спринты
триалы
экспедиции
ЗАХА
off-road клуб
внедорожники
магазин
автосервис
продаются автомобили и запчасти

продаются внедорожники

Реклама:

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

 
Вождение автомобиля в пустынно песчанной местности

Пустынно-песчаная местность характеризуется высокой температурой окружающего воздуха, сильными ветрами, недостатком воды, пригодной для питья и использования в системе охлаждения двигателя, большой запыленностью воздуха, очень бедной растительностью или полным ее отсутствием, наличием тяжелых дорожных условий.

Дорог в пустынно-песчаной местности, как правило, мало, а для имеющихся естественных или профилированных характерны участки солончаковые, лессовые и с незакрепленными песками, а также отсутствие ориентиров на них. Существующие в пустынях дороги в большинстве своем не имеют специальных покрытий. Высокая температура воздуха (летом достигает до 50-60оС) и низкая влажность способствуют образованию густых облаков пыли. Запыленность воздуха очень большая и достигает 4 г/м3 против нормальной 0,6-0,7 г/м3, в то время, когда при запыленности 1,5 г/м3 дорога не просматривается.

Кроме того, пыль засасывается воздухом в двигатель, попадает через сапуны и сальниковые уплотнения в агрегаты и узлы автомобиля, вызывая повышенный износ деталей и приборов, нарушая их нормальную работу. Так, вследствие абразивного действия пыли, засасываемой вместе с воздухом в двигатель, быстро изнашивается двигатель, снижается его мощность, увеличивается расход горюче-смазочных материалов. Осевшая на радиатор пыль уменьшает его теплоотдачу, а попадание мелких частиц пыли между контактами прерывателя, реле-регулятора и под щетки генератора нарушает их нормальную работу и т. д. Следует помнить, что при сильной жаре вода в системе охлаждения быстро испаряется, снижается вязкость масла, вследствие чего возможно его подтекание через прокладки и сальники.

При работе автомобиля в пустынно-песчаной местности водителю необходимо особенно тщательно следить за состоянием воздухоочистителей, промывать их сетки ежедневно, чаще проверять и доводить до нормы уровень масла в двигателе, картерах агрегатов автомобиля, устранять подтекания масла, принимать все необходимые меры для уплотнения и защиты механизмов, агрегатов, приборов и узлов от пыли (рис. 37).
Рис. 37. Защита узлов и приборов от пыли. а - уплотнение указателя уровня масла с помощью колпочка и шайбы; б - защитный чехол, надетый на карданный шарнир; в - защитный чехол на прерывателе-распределителе.

Водителю при движении в пустынно-песчаной местности приходится часто преодолевать сложный рельеф с впадинами и возвышенностями. Под действием ветра в песчаных пустынях образуются барханы, барханные цепи, песчаные гряды, бугристые пески, которые затрудняют движение. При выборе маршрута в пустынях следует избегать участков сыпучи песков, дорогу лучше наметить на участках со спокойным рельефом и растительностью, так как корневая система растительности несколько укрепляет пески, и колеса автомобиля меньше погружаются в грунт. На участках грядовых песков наиболее выгодным является выбор дороги вдоль гряд и в промежутках между ними. При этом ось дороги необходимо удалять от гряд или барханов не менее чем на двухкратную их высоту.

Маршрут движения по песку нужно стремиться выбирать по прямой, поскольку повороты управляемых колес повышают сопротивление качению и по этой причине создаются песчаные валы перед передними колесами, и автомобиль может забуксовать, зарыться в песок, откуда его вытащить будет весьма нелегко.

Если автомобиль все же начал буксовать, то следует остановиться. Помните: длительное буксование обычно приводит к тому, что колеса быстро «зарываются» в песок. В этих случаях целесообразно временно снизить давление воздуха в шинах, а также расчистить песчаный бугор, образовавшийся перед передними и задними колесами. После этого плавно осаживать автомобиль назад по старому следу и затем попытаться преодолеть этот трудный участок с разгона.

Если автомобиль по-прежнему будет продолжать буксовать, то необходимо по возможности использовать средства повышения проходимости, подложив под ведущие колеса доски, веревочные лестницы, фашины и т. д. Применять цепи противоскольжения при преодолении песчаных участков не рекомендуется, это приводит к «самозакапыванию» колес. Большое «закапывание» возникает на глубоком сыпучем песке, когда автомобиль делает рывки на больших оборотах.

Короткие участки песчаной местности рекомендуется преодолевать по инерции с разгона на средней передаче. При большой длине участка с сыпучим песком надо заранее включить ту передачу, на которой можно преодолеть весь участок, а также включить ведущий передний мост и двигаться с равномерной скоростью, без переключения передач и остановок, не делая резких поворотов руля. На песчаном участке не рекомендуется переключать передачи потому, что в момент выключения сцепления сопротивление качению настолько повысится, что автомобиль сразу остановится. Если на песчаном участке есть колея, то лучше двигаться по ней: песок тут уже несколько уплотнен. Объезжать остановившиеся автомобили по сухому песку нельзя, т. к. при съезде с колеи обгоняющие автомобили застревают.

Участок местности, покрытый слоем свеженанесенного песка, рекомендуется преодолевать со снятыми наружными скатами с ведущих задних колес для уменьшения сопротивления качению.

Условия работы двигателя в пустынно-песчаной местности крайне тяжелые, особенно на песчано-лессовых дорогах в сухую погоду (рис. 38). Поэтому средняя скорость автомобиля по песчано-лессовым дорогам должна составлять 15-20 км/час, а по незакрепленным пескам – до 10 км/час и менее.
Рис. 38. На пыльной дороге дистанция между автомобилями увеличивается

При движении колонны автомобилей по пустынно-песчаной местности предварительно изучают маршрут и на трудных участках устанавливают посты регулирования и технической помощи, имеющие средства буксирования и повышенной проходимости, дополнительные запасы воды и ГСМ. Двигаясь по песку, водитель должен постоянно следить за тепловым режимом двигателя, давлением масла и уровнем воды. При остановке автомобиля для интенсивного охлаждения двигателя рекомендуется открыть жалюзи, поднять капот и по возможности обратить радиатор навстречу ветру.

Целесообразнее всего совершать движение в пустынно-песчаной местности ночью и ранним утром.

 
 

Омский клуб 4х4 
«Пермский клуб любителей бездорожья» 
Клуб "Bronco-спорт Челябинск" 
"НиваКлуб Екатеринбурга" 
Иркутский off-road клуб "Протектор" 
Алтай OFF ROAD

 
 
 
 




Дизайн:
Анна Данилова © 2001

Реставрация сайта и поддержка: Андрей Петрович Попов (papex.ru). 2024


наверх
назад
написать письмо
на первую страницу
Off-road74.ru