Вождение автомобиля зимой
Пониженная температура воздуха обычно ухудшает работу двигателя, агрегатов и механизмов. Зимой увеличивается вязкость горючего и масел и тем самым затрудняется смазка агрегатов, снижается работоспособность аккумуляторных батарей, ухудшается, эластичность шин. Больше всего надо опасаться замерзания воды и разрыва трубок радиатора, размораживания блока и головки блока цилиндров. При низких температурах увеличивается хрупкость и опасность разрушения деталей из пластмасс и резины, нарушается работа системы питания в результате образования ледяных пробок в трубопроводах и т. п. Водить автомобиль зимой значительно труднее, чем летом. Это объясняется тем, что большинство дорог покрываются снегом, льдом. Снежные заносы, снегопады, гололедица значительно снижают проходимость автомобиля, уменьшается сцепление колес с дорогой и возникают скольжение, боковой занос, буксование. Холодная погода влияет отрицательно не только на механизмы автомобиля и дорогу, но и на трудоспособность водителя. Для успешной работы за рулем водитель должен не только хорошо усвоить правила и особенности вождения автомобилей в зимних условиях, но тщательно и своевременно подготовить свой автомобиль к зимней эксплуатации. Подготовка автомобиля. При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации проводят очередное техническое обслуживание с выполнением полного его объема. Кроме того, выполняют ряд дополнительных работ: 1. Снимают с автомобиля приборы системы питания, бензонасос, карбюратор, фильтры, трубопроводы, топливную аппаратуру дизелей. Затем очищают и промывают бензиновые баки, трубопроводы, фильтры, регулируют карбюратор на зимний режим работы, а топливные баки дизельных машин заправляют дизельным зимним топливом, обладающим хорошими низкотемпературными свойствами. 2. Устанавливают аккумуляторные батареи в деревянные ящики и утепляют войлочным чехлом. В аккумуляторные батареи заливают электролит повышенной плотности, установленной для данного района. 3. Проверяют в системе охлаждения на исправность термостат, промывают систему охлаждения двигателя и при необходимости заполняют ее низкозамерзающей жидкостью. При температуре окружающего воздуха +5оС и ниже необходимо пользоваться утеплительным чехлом, который имеет перед радиатором клапан, позволяющий регулировать температуру воды в двигателе. Рекомендуется утеплять шланги радиаторов и водяной насос. 4. Производят замену летних масел зимними в двигателе и агрегатах силовой передачи, картере руля. 5. Промывают и заправляют цилиндры и магистрали этиловым спиртом и заправляют тормозной жидкостью. 6. При очень низких температурах окружающего воздуха утепляют тормозную систему, кабину автомобиля, наружные маслопроводы и масляные фильтры системы смазки, масляный картер двигателя. Чехлы изготавливают из брезента с набивкой во внутрь шерстяной ваты или войлока. Брезент желательно сверху покрыть водонепроницаемой краской или лаком. Для слива из фильтров конденсата в чехлах делают отверстия. Топливные баки дизельных машин рекомендуется утеплять войлоком, асбестом или утеплительной специально обмазкой.
7. Тщательно подготавливают и приводят в порядок средства повышения проходимости
и самовытаскивания автомобиля. Основными из них являются цепи противоскольжения
браслетного типа, буксирный трос, лопата, топор, ящик с песком, якорь-самовытаскиватель
(рис. 39). Если автомобиль движется в составе колонны, то оснащается дополнительно
пилой, жестким буксиром, колейными мостами и т. п.
|
Рис. 39. Схема устройства и применения самовытаскивателя.
1- барабан; 2 - фланец; 3 - ступица4 4 - накладка. |
Пуск двигателя. Холодный карбюраторный двигатель зимой запускается трудно
из-за повышения вязкости смазки, ухудшения искрообразования на электродах свечей,
плохого распыливания и испарения горючего.
В двигателях с самовоспламенением от сжатия трудность пуска вызывается тем,
что понижается температура сжатого воздуха. Кроме того, при пуске холодного
двигателя увеличивается износ деталей, так как ухудшается поступление смазки
к подшипникам коленчатого вала; часть масла смывается со стенок цилиндров неиспарившимся
горючим.
|
Рис. 40. Пусковой подогреватель. |
Для облегчения пуска холодного двигателя и уменьшения износа его деталей необходимо
предварительно подогревать двигатель. Существуют различные способы подогрева.
Наиболее простым и широко распространенным является «проливка» системы
охлаждения горячей водой. Однако заливать сразу в холодный двигатель слишком
горячую воду, имеющую температуру более 80оС опасно, могут возникнуть трещины
в головке блоков или в водяной рубашке.
Сливные краники при «проливке» должны быть открытыми. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока блок двигателя не прогреется до температуры 40-50оС. После чего в картер двигателя заливают масло, нагретое до температуры 70-80оС. Затем закрывают на несколько минут сливные краники и плотно укрывают радиатор и двигатель капотом. Дают небольшую выдержку (около 5-6 минут) для нагрева деталей двигателя, а затем сливают ¾ количества заправленной воды и вновь доливают в радиатор горячую воду до нормы и пускают двигатель в обычном порядке. Температура воды при разогреве двигателя, как уже отмечалось, должна быть достаточно высокой, но не меньше 70-80оС, в противном случае горячая вода сразу остынет, может замерзнуть в соединительных трубопроводах или в нижней части радиатора. Отметим, что если температура окружающего воздуха ниже -20оС, то заливаемая вода в систему охлаждения с термостатом должна быть около 90оС. Если слив воды из открытых отверстий сливных краников вдруг прекратиться, нужно принять необходимые меры для отогрева замерзших мест: обложить холодные части тряпками или ветошью и непрерывно поливать горячей водой до оттаивания. Не рекомендуется пускать холодный двигатель при помощи буксира, а также пользоваться открытым пламенем (костры, факел). Пуск холодного двигателя без воды в системе охлаждения может привести к его поломке. Пуск двигателя автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 облегчается пусковыми подогревателями, работающими на бензине (рис. 40).
|