"Заха". Это странное название я уже слышал, непонятную наклейку видел на заднем стекле джипа "Паджеро", с которым мы паркуемся на одной стоянке. Представление о фестивале было мутное, и, когда мне предложили съездить и посмотреть на действо, особого восторга перспектива не вызвала. "Фестиваль "Заха" - это когда люди полгода готовят свои внедорожники к соревнованиям и разбивают их на триале или в горах за полчаса. Фестиваль проходит три дня в уральской тайге, поэтому бери с собой палатку, спальник, теплую одежду и еду". Примерно такой комментарий я получил от коллег, пытаясь понять, что меня ждет. Любопытство нарастало, и я рискнул.
Фото Артем Комельков |
|
9:ОО. Театральная площадь. Уже полно внедорожников, которым нет места в обычной городской автожизни. Пресс-секретарь "ЗАХИ" Настя интерисуется - еду ли я в горы или просто посмотрю на триал. Говорю, что еду. У Насти в глазах искорка сочувствия: "Смело!" Не понимаю пафоса, но настораживаюсь.
1О:ОО. Участников и зрителей на площади уже так много, что перемещаться непросто. Внедорожники - УАЗы, "тойоты", порыкивая на малых оборотах, продолжают подъезжать. Все эти машины так же похожи на обычные автомобили, как самолет похож на пароход. Кузов на раме, передние и задние лебедки, широкопрофильная резина чаще всего американских и финских производителей, укрепленная подвеска, двухлямочные ремни безопасности, обрезанные колесные арки, воздухозабор выведен по крыше...
Каждый фестиваль имеет свою легенду. Настоящий - по мотивам нашумевшего в последние советские годы фильма "Кин-дза-дза".Планета Глюк, пацаки, четлане, гравицапы, колокольчики, желтые и малиновые штаны - короче, полный набор легендарных, прелестных символов. Это было уже на моей памяти, когда спички иначе как "кацэ" не называли. УАЗ из Миасса подъезжает на стоянку - на крыше крутится инопланетный пропеллер. Полный пепелац! Сдержанное одобрение участников и шумный восторг публики.
Стрельба в шутку. Фото Артем Комельков |
|
1О:ЗО. Колонна примерно из 70 автомобилей под чуткой охраной ГАИ перемещается в сторону Курганского тракта, где должна состояться первая часть шоу - триал. Смысл соревнований прост - есть трасса, которую, на первый взгляд, можно одолеть только пешком. Бугры в полтора человеческих роста, интервалы между которыми иногда не более полутора-двух метров. Въезд-выезд под углом в 60-70 градусов. По трассе расставлены "ворота" - вешки, через которые внедорожники должны пройти, не уронив их. Кто больше ворот проходит, тот и победил.
Первый УАЗ с надрывным рычанием спускается в карьер и, скрипя тормозами на спуске, проходит первые, сложные ворота. Перед капотом маячит штурман, ногами, руками показывает водителю оптимальную траекторию к следующим воротам. Машина рвется к цели. Проходит боком по склону, и тут уклон становится критическим - автомобиль медленно накреняется и падает на водительскую сторону. Публика ахает от страха и восторга. Мужики бросаются поднимать внедорожник. Поднимают. Машина сходит с трассы.
Фото Артем Комельков |
|
В таком режиме проходят все соревнования. Иногда машины выпрыгивают из карьера, чтобы удобней зайти на конкретные ворота. Зрители, облепившие карьер со всех сторон, с визгом разбегаются не чуя ног. Ловлю себя на мысли, что в эти моменты водитель НИКОГО не видит, все его внимание сконцентрировано на трех ближайших перед капотом метрах. Однако, по свидетельству организаторов, за всю историю) "Захи" несчастных случаев не было.
16:ОО. Участники и зрители уже самостоятельно выдвигаются к месту проведения главной части фестиваля. В этом году организаторы выбирают "поляну" в районе Сатки. Через город, дальше через Сулею, пару деревень, с асфальта в чистое поле, где километра через два организована платная стоянка для легковушек, дальше в брод на джипах или на регулярном вахтовом "Урале" четыре километра по изрытым кротами полям, подъемам и спускам.
22:ОО. Живописное место под горой. Рядом река Ай несет грязноватые после весеннего разлива воды. Все участники уже на месте. Одна машина, стартовавшая на триале, как выясняется, сделала кульбит через капот, потеряв лобовое стекло. Ребята приехали в горнолыжных очках!
Суббота. 8:ОО. Напрашиваюсь в экипаж к юрюзанцам. Экипаж из трех человек - я четвертый. Задачи этого этапа соревнований - наполовину шуточные, наполовину серьезные. Шуточные - с капота расстрелять консервные банки при помощи рогатки, воздушные шарики - при помощи самодельного лука. Серьезные - проехать точки на КП, преодолев вполне реальный брод.В нашей машине тут же возникают проблемы с тормозной системой. Педаль тормоза регулярно не находит сопротивления под ногой Димы - профессионального механика в обычной жизни. Михалыч - технический директор экипажа - открывает капот и убеждается, что из одного контура ушла вся жидкость. Контур "глушится" кусочком целлофана и гонка продолжается. Подъезжаем к броду и берем его с ходу. За несколько секунд мне становится понятно, почему машину готовят так долго и на что она после этого способна.
Фото Артем Комельков |
|
21:ОО. Что такое ночное ориентирование - отдельная песня. Лес, овраги, горы, болота, река. Организаторы расставляют по трассе "точки" в радиусе 10 километров от поляны. Эти точки надо найти и "пройти".
Прошусь в "Тойоту Лэнд Кру-зер" - сказывается тяга к комфортной езде. За руль молчаливо садится Дима. Сосредоточен. Целеустремлен. Спокоен. Губы поджаты. Дима за рулем этой машины побывал впервые только утром. Ему вообще 13 лет... Ой-еее.
Рядом Олег, хозяин машины, а еще - серьезной транспортной компании. Сзади вместе со мной на запасном колесе (задние сиденья сняты, зачем лишний вес таскать) реальный водитель машины, в жизни личный водитель Олега. Его зовут Сергей.
На старте получаем план ориентирования. Всего около 30 точек. У каждой своя широта и долгота. Олег терпеливо заносит их в GPS - бортовой компьютер. "Мы никуда не торопимся, другие пусть едут, куда хотят и как хотят", - в словах чувствуется опыт. И правильно, торопиться некуда - официальный финиш ориентирования через 18 часов, кататься по лесу можно до 15:00 следующего дня.
Трогаемся. Первая точка через 300 метров. Ровная поверхность, совсем ровная. Одно плохо - топкая. Точка спрятана под грудой валунов в центре болотца. Машина у нас хорошая. Сходу въезжаем в трясину, налетаем на валуны и отмечаемся на точке. Обратно также выбираемся без приключений, даже без лебедки.
Едем дальше, смеркается. Излучина реки рядом с горой. Следующая отметка соблазнительно болтается на сосне, стоящей на крутом склоне. За огромным, в два джипа высотой, валуном. Встаем колесами в гору, заводим лебедку, начинаем поднимать машину. Ваш покорный слуга пока работает в роли видеооператора.
Машину сносит на валун. Каждый сантиметр приближает ее правый борт к фатальной встрече с камнем. Серега - он уже конечно за рулем, безумно сложный участок - кричит Олегу, который управляет лебедкой снаружи, что всё, хватит, ухайдакаем машину, ее сносит на камень. Олег реагирует спокойно и немногословно: "Не ухайдакаем!". Еще 30 сантиметров вверх на лебедке. Серега уже почти со слезами в голосе: "Олег, ну жалко машину, зачем, зачем, зачемэто все надо???" Олег с железом в голосе: "Да наплевать на машину, это всего лишь железка, другую куплю, езжай, мы должны ее достать и достанем!!!" Снова работает лебедка. Характерный хруст кузовного железа, вылетают оба боковых стекла - водительское и заднее. Снова - стоп. У Сереги уже почти истерика: "Я - не поеду, не по-е-ду!!! Камень уже в машине!!! Еще чуть-чуть и снесем стойку!!! А куда мы сейчас без стойки???" Олег начинает медленно приходить в себя. "Ладно, хрен с ней, с этой точкой..." Машина медленно сползает с камня, похрустывая металлом по твердой, ребристой поверхности. На память о попытке взятия точки оставляем рядом разбитый на мелкие кусочки триплекс с наклейкой "Заха"...
Фото Артем Комельков |
|
Мы ездили до трех часов ночи. Взяли еще семь точек под проливным дождем. Чуть не утопили машину в болоте. Чуть не попали под падающее под напором лебедки дерево. Дважды ремонтировались и дважды терялись, долго искали дорогу на поляну... Использовали подручные и навесные средства: обе лебедки, кувалду, молоток, ключ на 13, хай-джек (такой специальный метровый домкрат), бензопилу.
Счастливые, по уши в грязи и мокрые до нитки, мы вернулись на базу. "По писярику", ну или по паре - и спать. Под проливным дождем иду к палатке.
Воскресенье. 12:ОО.
Проснулись почти все. Кто-то снова ушел на трассу. Кто-то пытается "зализывать раны". Мой экипаж делится впечатлениями с болельщиками, регулярно ссылаясь на меня, как на свидетеля. Чувствую свою причастность к небольшому подвигу и горд этим неимоверно.
Результаты, награждение, отъезд, в Челябинске уже заполночь. Занавес.
"Итоги 74" май №19