Сергей КУКЛЕВ ("Челябинский Рабочий")
фото Андрея Попова
С 6 по 9 октября в районе деревни Веселовка прошло открытое
первенство Челябинска по офф-роаду ЗАХА-2000. Мудреное название означает только
одно: что от старта до финиша придется добираться по территории, о которой местные
жители говорят “тут никто не ездит”. Сделать возможным проведение ЗАХИ смогли
энтузиасты из челябинского ПО "УАЗ Автотехобслуживание" и клуб экстремальных
видов спорта "X-BAZZA". На этом официальную часть можно считать законченной…
Что такое экстремальные соревнования на внедорожниках? Это скрежет кардана по
булыжнику, это вонь горящего сцепления, это адреналин, кипящий в крови, как
вода в перегретом радиаторе и кровавые мозоли на ладонях… Впрочем, все это мне
еще только предстояло попробовать, а начиналась ЗАХА-2000 довольно мило: под
музыку и поздравления чистенькие УАЗики выстроились цугом перед городской администрацией.
Водилы давали обстоятельные интервью местной прессе, а механики ковырялись в
движках, урчащих на благопристойных оборотах.
Как утверждают организаторы, название ЗАХА основано на названии спортивной дисциплины
“Баха” (ралли на расстояние до 1000 километров). Связи не вижу, но почему бы
и нет? ЗАХА проводится уже второй год. Первая прошла в октябре 1999-го, вторая
- “ЗАХА-ББ” - в мае. Впервые за историю проведения открытого первенства Челябинска
по офф-роаду на нынешней ЗАХЕ участвовали 17 экипажей из Челябинска, Магнитогорска,
Екатеринбурга, Тюмени и Москвы.
Офф-роад в переводе с английского - “вне дорог”. Естественно, что машины для
соревнований подготавливаются соответствующе: под днище устанавливается защита,
на уровень крыши выводится воздухозабор, особое внимание уделяется колесам:
внедорожные покрышки, наваренные на диски самовытаскиватели. Экипажи собрались
серьезные, не раз участвовавшие в подобных заездах. Все друг друга знают, причем
не только по именам, но и по машинам. Кстати, каждый автомобиль имеет собственное
имя: “Белое облако”, “Луноход”, “Беларусь” (в честь одноименного трактора).
Меня определили в экипаж “Лохматого”. О нем (об экипаже) расскажу позже, а сейчас
пора стартовать…
День первый. "Ухабы - хоть глаз выколи." Трасса “Молодежная” в начале Свердловского тракта приняла
свой извращенный облик давно. Над ней колдовали и мотокроссмены, и участники
гонок на выживание, и просто добрые люди, имеющие своей целью загубить чужие
машины. На
“Молодежной” прошел этап триала (испытание, англ.). Это когда на коротком
закольцованном отрезке водитель должен показать, чего стоит его автомобиль.
Предельной крутизны подъемы, рвы, узкие качели (вроде тех, что стоят на детских
площадках, только приспособленные под УАЗовскую колею) - вот те препятствия,
которые необходимо преодолеть с минимальной потерей времени. Триал заодно
стал проверкой на вшивость некоторых участников заезда. Сразу отсеялись “Нивы”
и не имеющие отношения к российским дорогам импортные джипы. Им же лучше -
триал это даже не цветочки перед ягодками, это цветочная завязь. Даже УАЗовские
монстры порой переворачивались на ухабах и кубарем летели с качелей.
Под вечер колонна экстремалов отправилась в Атлян. Дело определенно запахло
керосином, и возбуждение перед следующим этапом заставляло топить педаль газа
в пол. Зато по дороге я успею познакомить читателя с экипажем “Лохматого”.
Это тюменцы, классные молодые ребята: Андрей - немногословный водитель, Антон
и Герман - родные братья, исполняющие роли штурмана и механика. “Лохматый”
получил свое прозвище после того, как Андрей купил его за 13 тысяч рублей,
критически осмотрел и почесал в затылке. После
основательной “прически” “Лохматый” занял второе место на ЗАХЕ-99…
Пока суть да дело, прибыли в Атлян. Даже успели поесть в столовке, где ошарашенная
продавщица разрывалась, пытаясь обслужить всех сразу. Там же, в Атляне, забили
два бензобака, канистры и проверили фары-галогенки - предстоял этап ночного
ориентирования. Ориентирование - это этап, где нужно проехать 35 километров
от старта до финиша с прохождением пяти контрольных пунктов. Легенда,
выданная на трассе, содержала ни много, ни мало 196 пунктов: повороты, перекрестки,
приметы, понятные только организаторам ЗАХИ. На крайний случай существовал
спасательный пакет с внятным описанием дороги к финишу, но его вскрытие было
равносильно поражению…
Тени испуганно шарахнулись, когда на крыше “Лохматого” зажглись галогенки.
Андрей злобствовал и торжествовал. Антон, упершись лбом в ветровое стекло,
тыкал пальцами в очередной поворот. Скоро я настолько запутался в легенде,
что был уверен: мы едем не туда, и только появляющиеся в нужное время КП немного
успокаивали. Вместе с Германом мы куврыкались на заднем сиденье, вцепляясь
в дуги безопасности и кресла впередисидящих. Через три часа бешенной гонки
по темному лесу “Лохматый” выкатился к обрывистому берегу реки Ай - финиш.
Здесь уже горят костры, стоят палатки и улыбающиеся организаторы. Можно отдохнуть
и набраться сил, потому что по опыту известно, что улыбка судьи не означает
ничего хорошего…