Сергей КУКЛЕВ ("Челябинский Рабочий")
фото Андрея Попова
День второй. “На железном плоту” Остаток
ночи прошел сумбурно. То и дело мимо палатки громыхали отставшие машины. Когда
на рассвете собрались все участники ЗАХИ, выяснилось, что экипаж “Лохматого”
по итогам ночного ориентирования занял первое место. За это мы и были награждены
сомнительной честью первыми начать этап “Вода”. Предстояло пройти всего-то 15
километров, но 9 из них - по каменистому руслу Ая, в воде. Дисквалификация -
выезд на берег…
Взревев, “Лохматый” отчаянно бросился в воду. Он не походил на водоплавающего
лебедя, скорее горный орел, неожиданно оказавшийся по грудь в воде. Антон натянул
на себя резиновый костюм рыбака и пошел впереди, нащупывая мелкие места. Сидя
в теплой машине, я утешал себя тем, что этот кошмар долго не продлится,
и поджимал ноги, поскольку в салоне уже плавали канистры с маслом и запасные
лампочки. Ха-ха. Организаторы всерьез решили устроить настоящий экстрим. Ровно
через час из-под брюха “Лохматого” поползли радужные пятна бензиновых разводов.
Мы пробили бензобак, а потом удар какого-то особо дерзкого каменюги на дне Ая
сорвал защиту днища “Лохматого”. Андрей плюнул на все и продолжал упорно давить
на газ, хотя ледяная водичка уже лизала его колени. Ай упорно не желал мельчать.
На
одном из порогов Антон, судорожно взмахнув руками, с головой ушел под воду.
“Лохматый” выполз на отмель, а эстафету дрожащего Антона принял Герман. Кто
сказал, что есть предел человеческим возможностям? Все эти благоглупости придуманы
для слабаков, а тормоза придумали трусы, - примерно с таким настроем мы продолжили
наш путь. Вот когда вода стала бессовестно омывать капот, стало не до шуток.
Не дай Бог, заглохнет мотор… Да и предел человеческим возможностям стал маячить
вдалеке - походка Германа все больше походила на агонию. Настала моя очередь
вести “Лохматого” через перекаты Ая. В костюме рыбака уже предательски побулькивала
вода, но обращать на такие мелочи уже не было времени - вечерело. Где по пояс,
где по грудь корреспондент “Челябинского рабочего” брел против течения. Забавная
была бы картинка для коллег в выглаженных сорочках… Ай сузился, течение
усилилось, а конца нашему заплыву видно не было. Чувства притупились настолько,
что когда Антон окликнул меня, я продолжал брести дальше, как робот с севшими
батарейками. Как ни странно, до финиша мы дошли: вдруг на ветках береговых деревьев
замелькали знакомые красно-белые метки. “Лохматый” провалился в воду почти по
крышу - и вот он выезд к лагерю, где… снова улыбаются организаторы. Вот уж воистину
люди, которым не занимать оптимизма. Перед
сном подсчитываем потери: пробитый бензобак, сорванная защита и абсолютно мокрое
шмотье. Зато ни капли воды в топливной системе - по крайней мере, “Лохматый”
заведется с утра. Да, насчет улыбчивости организаторов. Они просто рады за нас,
потому что с утра ожидаемые ягодки вырастут до размеров арбузов.
День третий и... уже не помню. “А зори здесь тихие.”
Утро. Мерзопакостное ощущение мокрых носков и надвигающегося насморка. Где-то
посреди тайги, аккурат у домика лесника стоят грязные по уши мужики и УАЗики.
Греются. Никто еще не знает, что впереди. “Лохматый” стартует шестым, есть
время подкрепиться. Как бы уважительно я не относился к моим тюменцам, но
они все-таки не туристы, а механики, поэтому наш рацион состоял исключительно
из китайской лапши и чая - количество калорий явно не дотягивает до прожиточного
минимума. С
другой стороны это, забегая вперед, был последний спокойный завтрак и последняя
ночь в спальнике - ценить надо было. На повестке дня - относительно сухопутный
этап трофи-рейда (поход за трофеем, англ.) До промежуточного финиша предстояло
пройти пять километров, до окончательного - всего ОДИН километр. На все про
все - двое суток. Самое смешное, что пройти это расстояние пешком можно, не
напрягаясь, за час.
…Рванули. Пройдя метров двести, “Лохматый” уперся в колонну машин. Брод. Еще
один тюменец - Виталя, - стартовавший первым на пока еще безымянном УАЗе,
решил, что море по колено, и сел брюхом на камень. Вернее, сел не он, а УАЗ,
но разделять машину и водителя все равно, что пытаться прооперировать кентавра...
“Белое облако” и “Беларусь” пошли в обход и благополучно достигли противоположного
берега Ая. Буксиром вытащили Виталю, а в это время “Лохматый”, загребая протектором,
погружался в жидкую грязь. Лебедка у нас стояла, мягко говоря, слабая, расчитанная
на тонну. Украшение, если учесть, что “Лохматый” тянул на полторы. Пришлось
прибегнуть к помощи коллег. Прелесть трофи-рейда в том и состоит, что нет
в нем места зависти и рвачеству. Важно не просто доехать до финиша, но доехать
командой и с чистой совестью.
После прохождения брода Виталя выяснил интересные подробности: первое - вода
каким-то образом смешалась с бензином, второе - повреждены полуоси, и теперь
колеса его безымянного УАЗика смотрят в разные стороны. Размытый дождями склон,
по которому прошла трасса трофи-рейда, таким образом представлял для него
непреодолимую преграду. “Лохматый” принял на буксир собрата, и в час по чайной
ложке мы поползли к промежуточному финишу… А
в это время в хвосте колонны происходили совершенно невообразимые события.
Трехосный “Урал” с бригадой техобеспечения - последняя надежда угасающего
двигателя - неожиданно напоролся на препятствие. Картина маслом “Умирающий
мастодонт”. Такого не ожидал никто, проходимость “Урала” на порядок выше УАЗовской.
И больше всех были довольны организаторы. Они планировали какое-нибудь инженерное
развлечение для участников, а тут все свершилось само собой. После часа напряженных
раздумий было решено наклонить “Урал” лебедкой и сдвинуть с мертвой точки.
За дело взялся единственный в заезде “Мерседес”, обладающий непревзойденной
лебедкой (я еще воспою ей хвалу). “Урал” практически положили на бок и теми
же лебедками перетащили в колею…
“Лохматый” пер к “промежутке”. Надежд дойти засветло не осталось, Виталя то
и дело останавливался и с жуткими матюгами открывал капот. Из-за туч вышла
луна. Разумеется, с левой стороны. Вспомнилось: увидеть месяц слева - к беде.
Фигня, можно развернуться на сто восемьдесят…