Сергей КУКЛЕВ ("Челябинский Рабочий")
фото Андрея Попова.
Промежуточный
финиш оказался идиллической полянкой, окруженной густыми зарослями ив и прочих
водолюбивых деревьев. Не успела мелькнуть мысль: “А где здесь вода?” - как
судьи с иезуитской улыбкой осведомились, намерен ли наш экипаж пройти второй,
километровый, этап. При этом они любовно освещали фонариками уже застрявшие
метрах в двадцати от старта машины. Андрей сказал: “Подумать надо…” - и вместе
с братьями-пилотами пошел смотреть трассу.
Они вернулись через полтора часа. Мрачные, но полные решимости продолжать
трофи-рейд. Желающих продолжать, кстати говоря, нашлось немного - семь экипажей,
- но они давно уже ушли со старта, так что нам придется ехать одним, в полной
темноте и по… болоту. У решивших остаться взяли пилу, ручную лебедку (наша
ни на что не годилась) и “хай-джек” - метровой высоты домкрат. Повторю, требовалось
пройти ОДИН километр. Мы проходили его СЕМЬ часов… Колея
нырнула в ивняк, которому для колорита явно не хватало переплетений лиан.
Под колесами зачавкала трясина. Андрей подобрался и… технично усадил “Лохматого”
на брюхо. Цепляем лебедку (напомню, ручную) и - эх, дубинушка, ухнем. По сантиметру,
по полтора УАЗ ползет в грязи. Самоходом нельзя, колеса погружаются в жижу,
так что ручками-ручками…
Буквально в 150 метрах от финиша сели всерьез и надолго. Расстояние в метр
гребли два часа. Вот тут все стало по-настоящему. Сил не осталось. Двое здоровых
мужиков (третий ковырял лопатой под колесами, а водитель как мог помогал двигателем
“Лохматого”) не могли сдвинуть рычаг лебедки. Отчетливое
ощущение, что не дойти нам до конца, вылилось в слова (приводить не буду).
Решили передохнуть и согреться в кабине. Андрей молча вылез из-за руля, взял
лопату и принялся срубать болотные кочки, упершиеся в бампер, а мы вырубились
через минуту. Очнулись, когда Андрей с Германом начал выбрасывать нас с Антоном
из кабины на свежий воздух. Оказалось, что во время прыжков по кочкам “Лохматый”
намотал глушитель на задний мост. Теперь весь выхлоп валил в кабину, а мы,
надышавшись этой гадостью, запросто могли не проснуться. Выхода нет, надо
продолжать работать…
К восьми утра на финише “Лохматого” встретили шесть экипажей. Никто не верил,
что с ручной лебедкой мы дойдем, поэтому хотелось по-петушиному раздуть грудь,
да сорванная спина мешала. Экипажи были готовы хоть к черту в пасть, но тут
появились судьи. Да-да,
улыбающиеся и корректные. Они в очередной раз выдали сакраментальную фразу
про цветы и ягоды, и тут “заховцы” призадумались. Разведкоманда, сколоченная
из тех, кто имел возможность хоть немного поспать, принесла донесение: дальше
хода нет. Дальше по болоту не проходили даже организаторы во время разведки.
Возможность прохождения следующего этапа рассматривалась чисто теоретически.
Голосованием решили возвращаться старым маршрутом, к промежуточному финишу.
В ответ Евгений Шаталов, главный организатор соревнований и обладатель особо
широкой улыбки, заявил, что через неделю пройдет оставшийся этап в одиночку.
На том и порешили. Возвращались колонной. Как и обещал, пою хвалу “мерсовской”
лебедке. С ее помощью семь машин дошли до “промежутки” часа за четыре и как
по маслу. Там, где дотянуть трос от лебедки к буксировочному крюку было невозможно,
в ход шли бензопилы. Из
ивняка выстилали гать и на полном ходу проскакивали коварную топь…
К ночи все собрались на уже знакомом обрыве около деревни Веселовки, откуда
в свое время начинались все ЗАХИ. Вот тут-то датчик улыбчивости организаторов
и судей просто зашкалило - пришло время подбить бабки. Из 17 экипажей, отправившихся
из Челябинска, до финиша дошло 7. Первое место по итогам всех этапов занял
семейный экипаж О. и И.Майоровых из Екатеринбурга. Вторыой пришла семейная
чета Трусовых (второй штурман - М.Матвеев) из Челябинска. А третьим стал экипаж
“Лохматого”: братья Пермяковы и Андрей Чемякин, а также ваш корреспондент
на подхвате. Страшно
не хотелось прощаться. Хотелось выпить водки на остывающем капоте, закурить
и рвануть куда-нибудь по бездорожью тайги. Но “Лохматый” уже порядком поистрепался,
да и наши возможности, как выяснилось, не безграничны. Ничего, еще встретимся.
Когда майская распутица замесит кашу. Когда возле Веселовки ЗАХА снова соберет
всех тех, для кого и кровь не вода, и сердце - пламенный мотор.
P.S. Особая благодарность лично генеральному директору ПО “УАЗ Автотехобслуживание”
Евгению Шаталову, главному судье соревнований Артему Чапцову, Дмитрию Раенко
и Сергею Кленину.